Ученые обнаружили механизм отслеживания сезонности головным мозгом

Просмотров: 280

Опубликовано 01.07.2015, 11:58 (мск) Руслан Хусаинов в Неврология, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)
сезон, время года, мозг, ГАМК, хлор

Ученые обнаружили механизм отслеживания сезонности головным мозгом

Авторы нового исследования в своей научной работе описали механизм, который помогает головному мозгу «определять» времена года. По данным ученых, в основе механизма лежат сезонные изменения в уровне тормозного нейромедиатора ГАМК и хлора, содержащихся в определенных нервных клетках. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В предыдущих исследованиях ученые доказали, что за определение времени года и у животных, и у человека отвечает область гипоталамуса (супрахиазматическое ядро), которая также регулирует биологические часы. Гипоталамус отвечает за экспрессию определенных генов в течение суток, но как выяснилось, две области ядра работают по-другому, в отличие от остальных ядер.

Ученые изучили у двух групп мышей уровень экспрессии гена Bmal1 в вентральной и дорсальной области супрахиазматического ядра. Грызуны первой группы жили в условиях длинного светового дня, а второй группы— в условиях короткого светового дня.

Авторы исследования обнаружили, что важную роль в данном механизме играет нейромедиатор ГАМК, который, как правило, подавляет активность нервных клеток. Однако, некоторые нервные клетки супрахиазматического ядра активируются под воздействием ГАМК.

«Данный процесс протекает в том случае, если в этих нервных клетках наблюдается повышение уровня хлора», — считают ученые.

«Так же как и у животных, наш организм отслеживает сезонность, при этом неожиданные изменения длины светового дня могут привести к серьезным психическим расстройствам. Изучив, как настраиваются внутренние сезонные часы человека, можно будет помочь людям, у которых данный процесс нарушен», — утверждает автор исследования Джихван Маюнг (Jihwan Myung).

Авторы исследования смогли добиться синхронизации экспрессии гена Bmal1 у мышей первой группы, заблокировав поступление хлора в нервные клетки головного мозга.

Myung, Jihwan; Hong, Sungho; DeWoskin, Daniel; De Schutter, Erik; Forger, Daniel B. et al. (2015) GABA-mediated repulsive coupling between circadian clock neurons in the SCN encodes seasonal time // PNAS — p. 1 421 200 112