Ученые изучили, как раковые клетки подготавливают костную ткань к развитию опухоли

костная ткань, опухоль, раковые клетки
©Jon Christensen:research group Shastri

Большинство онкологических больных умирают от метастазов, когда опухолевые клетки переходят на другие части тела. В новом исследовании ученые говорят о том, что раковые клетки могут изменить костную ткань и делают ее пригодной для роста опухоли. Исследователи надеются, что их результаты помогут найти новые лекарственные препараты, которые остановят метастазирование.

Рак влияет на здоровье многих людей во всем мире. Это одна из ведущих причин заболеваемости и смертности во всем мире. Количество новых случаев заболевания раком вырастет до 22 млн. в течение следующих 2 лет. Большинство смертей от рака происходит в результате метастазов.

Опухолевые клетки, которые переходят на костную ткань — например, при раке молочной железы и предстательной железы, приобретают уникальный признак: они начинают вырабатывать протеин, называемый катепсин К.

Катепсин К, как правило, можно найти только в костной ткани, где он образуется в крупных клетках, называемых остеокластами, которые поглощают костную ткань во время роста.

Исследователи из Университета Фрайбурга в Германии обнаружили, что производство катепсина К помогает раковым клеткам выжить. При работе с культурами клеток ученые обнаружили, что катепсин К вызывает другой белок, который изменяет микроокружение костной ткани и делает ее более благоприятной для роста опухоли.

Этот белок называется Матриксная металлопротеиназа-9 (MMP-9), и он является ключевым регулятором развития опухоли. Этот белок переваривает костный матрикс и позволяет прибывающим раковым клеткам утвердиться в новой среде.

Автор исследования Прасад Шастри (Prasad Shastri) говорит, что когда раковые клетки прибывают в костную ткань, у них есть ряд инструментов, которые помогут им изменить окружение для роста в новых опухолях.

«Необходимы дальнейшие исследования, чтобы увидеть, как взаимодействуют между собой катепсин К и ММР-9 и способствуют агрессивности опухоли и метастазированию», — говорит автор исследования.

Тем не менее, профессор Шастри считает, что результаты исследования смогут ограничить костные метастазы. Они должны подтвердиться на живой ткани и обеспечить основу для нахождения лекарственных препаратов, которые будут блокировать способность катепсина К для активации MMP-9.

Christensen, Jon; Shastri, V (2015) Matrix-metalloproteinase-9 is cleaved and activated by Cathepsin K // BMC Research Notes – vol. 8 (1) – p. 322