Хроническая болезнь почек может вызвать диабет

Исследователи обнаружили связь между хроническим заболеванием почек и диабетом. Когда почки не в состоянии нормально функционировать, мочевина, накапливающаяся в крови, что может вызвать диабет, заключают ученые в исследовании, опубликованном в научном журнале Journal of Clinical Investigation.

почки, диабет,
(с) The Journal of Clinical Investigation

“Мы обнаружили молекулярные механизмы, которые ответственны за увеличение уровня глюкозы в крови у больных людей с хроническим заболеванием почек. Наши наблюдения на мышах и на человеческих образцах показывают, что болезнь может вызвать вторичный диабет”, – сказал автор исследования Винсент Поитоут (Vincent Poitout).

Хроническая почечная болезнь характеризуется прогрессирующим и необратимым нарушением функции почек, когда они не состоянии удалять токсины из крови. В конце концов, такие больные должны проходить диализ или трансплантацию почек. По статистике, более половины людей среднего возраста имеют риск хронического заболевания почек.

Хорошо известно, что диабет 2 типа является одной из причин хронического заболевания почек. Нефролог Летиция Коппе (Laetitia Koppe) доказала, что верно и обратное.

“Около половины людей, страдавших хроническим заболеванием почек, имеют аномальный уровень сахара в крови. Я задавалась вопросом, почему. Мы провели эксперименты на мышах и обнаружили нарушение секреции инсулина в панкреатических бета-клетках, как это наблюдается у больных с сахарным диабетом. Те же самые аномалии мы наблюдали в образцах клеток поджелудочной железы у пациентов с хроническим заболеванием почек”, – объясняет Коппе.

Исследователи отметили токсическую роль мочевины – продукт азотистых отходов, которые в норме обычно фильтруются почками и выводятся из организма с мочой.

“У пациентов с хронической почечной недостаточностью почки не в состоянии устранять токсины. Мочевина начинает накапливаться в крови. В учебниках мочевина представлена как безвредный продукт. Это исследование показывает обратное, мочевина непосредственно отвечает за секрецию инсулина”, – утверждает Коппе.

В основе панкреатических бета-клеток ученые обнаружили белок – фосфофрукоткиназа 1.

“Функция этого белка изменяется за счет увеличения мочевины в крови, которое наблюдается при хронических заболеваниях почек. Повышение мочевины вызывает нарушенную секрецию инсулина из панкреатических бета-клеток. Это приводит к окислительному стрессу и чрезмерному гликозилированию фосфофруктокиназы 1, приводящему к дисбалансу глюкозы в крови и к прогрессированию диабета”, – сказал Поитоут .

Исследование имеет большое значение, поскольку выявляет довольно новый механизм между хроническим заболеванием почек и диабетом.

“Необходимы дальнейшие исследования для подтверждения этих выводов. Но если наши наблюдения подтвердятся, то это будет означать, что пациенты с хроническим заболеванием почек подвержены риску развития диабета. Тогда можно будет применять терапевтические подходы, такие как прием антиоксидантов, чтобы защитить бета-клетки поджелудочной железы и уменьшить риск развития диабета”, – сказал Поитоут.

Koppe L. et al. Urea impairs β cell glycolysis and insulin secretion in chronic kidney disease //The Journal of Clinical Investigation. – 2016. – Т. 126. – №. 9.