Бактерии влияют на развитие рака желчных протоков

Международная группа исследователей обнаружила связь между кишечными бактериями в желчных протоках и повышенным риском развития рака. Ученые надеются, что открытие приведет к новым методам лечения этого редкого и агрессивного заболевания. Результаты исследования опубликованы в научном журнале EBioMedicine.EBioMedicine, микрофлора кишечника

Всем известно, что заболевание возникает в результате взаимодействия между нашими клетками и окружающей средой. Тем не менее, значительное количество этих взаимодействий происходит внутри тела, где клетки взаимодействуют с нашим микробиомом – триллионами бактерий, которые живут внутри нас.

Рак желчных протоков, или холангиокарцинома, начинается в желчных протоках, которые передают желчь из печени и желчного пузыря в тонкую кишку, чтобы помочь переваривать жиры в пище. Рак желчных протоков не является распространенным явлением. Риск развития данной формы рака связан с наличием кисты и воспалением, которые блокируют желчный проток. Он чаще встречается в Юго-Восточной Азии из-за инфекции, которая вызывает хроническое воспаление желчных протоков.

Поскольку симптомы часто не присутствуют на ранних стадиях, у большинства людей рак желчных протоков диагностируется слишком поздно.

Наша пищеварительная система является домом для триллионов микробов, известных под общим названием микробиомом кишечника, без которого нельзя переварить пищу, защищаться от болезней и даже посылать сигналы в мозг, которые влияют на настроение и поведение.

Дисбаланс между бактериями связан с повышенным риском заболеваний кишечника, в том числе рака. Исследователи хотели выяснить, влияют ли бактерии на желчные протоки.

Для исследования Ниранжан Нагараджан (Niranjan Nagarajan) взял образцы ткани желчных протоков при раке печени у инфицированных и неинфицированных людей. Ученые обнаружили, что раковая ткань желчных протоков имела различные виды бактерий, наиболее значительными из которых были Stenotrophomonas.

Авторы отмечают, что микробные сообщества в желчных протоках, паразитарные инфекции и микросреда ткани могут влиять друг на друга и способствовать развитию рака.

Хотя исследование находится на ранних этапах, ученые считает, что их выводы проложат путь для новых методов лечения рака желчных протоков, обращаясь к микробиому, на который легче влиять, чем на геном.

Авторы другого исследования утверждают, что микрофлора кишечника влияет на головной мозг после инсульта.

Chng, Kern Rei, et al. Tissue microbiome profiling identifies an enrichment of specific enteric bacteria In Opisthorchis viverrini associated cholangiocarcinoma // EBioMedicine (2016).

EBioMedicine, микрофлора кишечника