Тучные отцы могут увеличить риск развития рака молочной железы у дочерей

Ряд исследований показал, что диета и вес матери во время беременности влияет на риск развития рака молочной железы у потомства. Теперь новое исследование обнаружило, что на риск развития рака могут влиять и отцы. Исследователи представили свои выводы в научном журнале Scientific Reports.

рак молочной железы, ожирение, Scientific Reports
(с) Fotolia / katya_naumova

Хорошо известно, что определенные изменения в генах влияют на риск развития рака молочной железы женщины, и около 5-10% этих изменений гена унаследованы. Предыдущие исследования показали, что факторы образа жизни женщины – такие как диета и курение – могут привести к мутации генов, которые передаются потомкам, а материнское ожирение может изменить гены, которые увеличат риск рака молочной железы у дочерей.

Ученые решили исследовать, как вес отца может влиять на риск рака молочной железы у будущих поколений. Оказалось, что отцовское ожирение влияет на сперму, повышая риск развития рака молочной железы у дочерей.

Ученые провели исследование, в котором кормили самцов мышей нормальной или жирной пищей. Затем проанализировали ткани молочной железы и показатели рака молочной железы у потомства.

Исследователи установили, что самки, отцы которых страдали ожирением, имели избыточный вес при рождении, что задерживало развитие ткани молочной железы, и они были склонны к развитию рака молочной железы.

При анализе спермы страдающих ожирением самцов ученые обнаружили измененную микроРНК – молекулярные нити, которые регулируют экспрессию генов. Те же самые измененные экспрессии микроРНК были обнаружены в ткани молочной железы у женского потомства.

Увеличение массы тела при рождении было также идентифицировано среди потомков мужского пола у страдающих ожирением отцов. В целом, авторы говорят, что их результаты показывают, что микроРНК передают эпигенетическую информацию от тучных отцов своим дочерям.

“Это исследование показывает, что у животных вес отца в момент зачатия влияет на вес их дочерей, а также влияет на риск развития рака молочной железы. Конечно, наше исследование было проведено на мышах, но оно резюмирует, что тучные люди имеют значительные эпигенетические изменения в их сперме, что может иметь последствия для риска развития рака у следующего поколения ” – говорит Соня де Ассис (Sonia de Assis).

Авторы другого исследования утверждают, что ожирение у подростков вызвано низким уровнем гормона.

Fontelles, Camile Castilho, et al. Paternal overweight is associated with increased breast cancer risk in daughters in a mouse model // Scientific Reports – 6 (2016): 28602.

рак молочной железы, ожирение, Scientific Reports