Ученые нашли гормон, который ограничивает развитие фиброза печени

Темпы неалкогольного стеатогепатита растут во всем мире. По статистике, неалкогольной жировой болезнью печени страдает около 3-4 миллионов человек. Болезнь становится серьезной проблемой общественного здравоохранения. Пока не существует эффективных методов лечения, особенно когда развивается фиброз или рубцовая ткань. Японские исследователи раскрыли механизм, посредством которого гормон под названием IGF-I может ограничить развитие фиброза печени. Ученые сообщили о своих выводах в журнале Scientific Reports.Фиброз печени, неалкогольная болезнь печени,

Неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП) является состоянием, при котором жир накапливается в печени и встречается у людей, которые не пьют или употребляют мало алкоголя. Ученые не уверены, что ожирение вызывает заболевание. Факторами риска НАЖБП являются диабет, высокий уровень холестерина, высокое артериальное давление, гиперлипидемия, преклонный возраст и курение.

Заболевание может развиваться в четыре этапа.

Этапы НАЖБП:

Стеатоз (или жировая инфильтрация печени);

Неалкогольный стеатогепатит (НАСГ);

Фиброз;

Цирроз печени.

Главной особенностью НАЖБП является жир в печени, наряду с воспалением и повреждением. Большинство людей с заболеванием чувствуют себя хорошо и не знают, что они больны. Тем не менее, неалкогольная жировая болезнь печени может прогрессировать до стадии, когда развивается фиброз или рубцевание печени, а затем тяжелой цирроз печени. Не у каждого человека с НАЖБП развивается цирроз печени, но лечение может остановить прогрессирование.

Неалкогольный стеатогепатит можно заподозрить, если тесты показывают высокие уровни ферментов печени в крови или если ультразвуковое сканирование выявляет ожирение печени. Диагноз подтверждается пункционной биопсией печени. Людям с НАСГ рекомендуется уменьшить вес, соблюдать сбалансированную диету, проводить физические упражнения и избегать алкоголя и ненужных лекарственных средств.

Японские исследователи отмечают, что темпы прогрессирования НАЖБП и НАСГ значительно выше у пациентов с дефицитом гормона роста. В исследовании они показали, что это из-за отсутствия инсулиноподобного фактора-I (IGF-I), который в основном индуцируется гормоном роста. Ученые на животных показали, что после получения IGF-I в течение 1 месяца у мышей с ожирением уменьшился стеатоз (аномальное сохранение жира в клетках), воспаление и фиброз. Кроме того, у мышей с циррозом печени наблюдалось снижение фиброза.

Ученые исследовали основные механизмы и обнаружили, что IGF-I действует на звездчатые клетки печени, которые играют ключевую роль в развитии фиброза. IGF-I запускает процесс, называемый клеточным старением, когда клетки теряют способность делиться и расти в звездчатых клетках печени. Они также нашли гормон, который улучшает митохондриальные функции и окислительный стресс в печени, что приводит к уменьшению количества жировых отложений и уменьшает воспаление.

В настоящее время есть несколько одобренных лекарственных средств, которые подавляют неалкогольный стеатогепатит, связанный с фиброзом печени и другими осложнениями. Исследователи считают, что их выводы помогут в разработке новых способов предотвращения фиброза и, таким образом, улучшат прогноз для людей с НАСГ и циррозом печени.

Авторы другого исследования заявляют, что частые перекусы приводят к жировому гепатозу печени.

Nishizawa, Hitoshi, et al. “FRI-525: A Novel Action of IGF-I: IGF-I Ameliorates Hepatic Fibrosis By Inducing Cellular Senescence of Hepatic Stellate Cells” (2016).

Понравилась новость? Читайте нас в Facebook