Ученые по одной капле крови могут проследить всю вирусную историю человека

вирус, анализ, кровь
«Мы разработали скрининг методику, которая помогает изучить какими вирусными инфекциями вы переболели по одной капле крови», — объясняет Элледже.

Авторы нового исследования разработали диагностический тест, который поможет изучить всю вирусную историю человека путем сканирования одной капли крови. Данный тест под названием VirScan был создан Стивеном Элледже (Stephen Elledge) с соавторами. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Science.

Авторы исследования в своей научной статье описывают как работает VirScan, и результаты испытания представлены на образцах крови более чем 500 участников, инфицированных несколькими вирусами.

Элледже с соавторами синтезировали более 93,000 коротких отрезков ДНК, чтобы создать данный тест. В каждом отрезке закодированы различные части вирусных белков, называемые пептидами.

Затем эти отрезки ДНК ввели в бактериофаги – вирусы, которые поражают бактериальные клетки, при этом каждый бактериофаг был объединен с пептидом. Вместе с бактериофагами демонстрируется вся последовательность белков, присущая более чем 1000 штаммам вирусов человека, известных на сегодняшний день.

Объясняя как работает VirScan, исследователи отмечают, что антивирусные антитела, присутствующие в крови, имеют уникальные характеристики, известные как эпитопы, расположенные на поверхности бактериофагов. Когда эти бактериофаги объединяются с образцом крови, обнаруживаются эти антитела и происходит связывание с эпитопами.

Затем ученые собирают все антитела и удаляют все, кроме бактериофагов. Проводя секвенирование ДНК этих бактериофагов, авторы исследования идентифицируют пептиды, к которым прикреплены антитела, и определяют с какими вирусами боролась иммунная система испытуемого человека, будь то инфекция или вакцинация.

Для того чтобы проанализировать 100 образцов крови, VirScan тратит 2-3 дня. Однако авторы исследования уверены, что со временем это время сократится. Примерная стоимость одного анализа будет составлять 25 долларов.

Ученые испытали VirScan на образцах крови 569 человек из США, Южной Африки, Таиланда и Перу, все из которых, как заранее было известно, были заражены несколькими вирусами, включая вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и гепатита С. По данным авторов исследования, данный диагностический тест имеет очень высокую точность.

Xu, George J.; Kula, Tomasz; Xu, Qikai; Li, Mamie Z.; Vernon, Suzanne D. et al. (2015) Comprehensive serological profiling of human populations using a synthetic human virome // Science – vol. 348 (6239) – p. aaa0698