Ученые выяснили, откуда берется хруст в суставах пальцев

По результатам исследования выяснилось, что звук, возникающий в суставе, связан с быстрым формированием полости в синовиальной жидкости (густая жидкость, заполняющая полость сустава). Результаты научной работы опубликованы в научном журнале PloS One.

Авторы исследования обнаружили на МРТ, что перед хрустом в полости сустава образуется своеобразная вспышка. Причиной звука служит явление, которое физики называют трибонуклеацией. Ее сущность заключается в том, что когда две твердые поверхности погружены в жидкость и при этом содержат растворенный газ, при разъединении и соединении они вызывают формирование небольших пузырьков газа. Данный механизм часто наблюдается в подшипниках. В данном эксперименте твердыми телами явились суставные поверхности пястно-фалангового сустава, погруженные в суставную жидкость.

В тот период, когда контакт между суставными поверхностями исчезает, давление в синовиальной жидкости резко снижается, и растворенный в жидкости газ выделяется в пузырьки как появляются пузырьки в открываемой бутылке с газированной водой. Гипотезу, объясняющую хруст пальцев, – возникновение в суставе газового пузыря выдвинули еще 1947 году двое врачей из больницы Святого Томаса в Лондоне, проводивших эксперименты при помощи рентгеновского аппарата. Однако их предположение не стало общепринятым и было подтверждено канадскими учеными только сейчас.

Исследователи полагают, что хруст в суставе может определяться и другими процессами, которые еще предстоит исследовать.

Практическая значимость работы

Грегори Ковчук полагает, что результаты работы могут найти применение в диагностике суставов, так как способность хрустеть пальцами изменяется у людей с течением времени.

Литература

Kawchuk G. N. et al. Real-time visualization of joint cavitation //PloS one. – 2015. – Т. 10. – №. 4. – С. e0119470.