Гены отвечают за продолжительность полноценного сна

ген, сон, Циклин-зависимые киназы, Таранис
Гены отвечают за продолжительность полноценного сна

Как правило, человеку необходимо семь-восемь часов ночного сна для того, чтобы все органы и системы функционировали нормально. Однако, есть некоторые люди, которым необходимо гораздо меньше времени для сна. Данная разница во многом объясняется генетической изменчивостью. По данным авторов нового исследования, за данный процесс отвечают два гена, участвующие в регуляции деления клеток: Циклин-зависимые киназы 1 (Cdk1) и Таранис (TARANIS). Результаты исследования опубликованы в научном журнале Current Biology.

«Мы еще много не знаем о сне, особенно когда речь заходит о белковом механизме, который запускает процесс на клеточном уровне», — говорит автор исследования. «Наше исследование проливает свет на новый молекулярный механизм и новую область головного мозга, которая играет важную роль в тот момент когда мы спим».

Авторы исследования изучили тысячи мух и выявили у мух, которые спали меньше обычного, ген Таранис. Используя серию генетических и биохимических методов исследования, ученые отследили, как Таранис взаимодействует с другими белками и выяснили, что данный ген связан с геном регулирующим сон – Циклин А. Результаты данного исследования позволяют предположить, что Таранис и циклин формируют так называемую молекулярную машину, которая инактивирует Cdk1, функция которых заключается в регулировании процессов сна и бодрствования.

Предыдущие исследования показали, что циклин расположен в нейронах головного мозга. Авторы данного исследования обнаружили данные нейроны в области головного мозга мух, которая соответствует гипоталамусу у человека, одного из центров сна. Ученые обнаружили, что при торможении функции гена Таранис происходила активация данных нейронов.

Afonso, Dinis J.S.; Liu, Die; Machado, Daniel R.; Pan, Huihui; Jepson, James E.C. et al. (2015) TARANIS Functions with Cyclin A and Cdk1 in a Novel Arousal Center to Control Sleep in Drosophila // Current Biology