Один штамм бактерий чумы вызвал многочисленные исторические и современные пандемии

Чумная палочка вызвала Черную смерть в середине 14-го века в Европе. Этот же штамм зажигал периодические вспышки на континенте в течение следующих четырех столетий до распространения его в Китае, где он инициировал третью пандемию в конце 19-го века. Волна чумы, которая возникла в Азии, позже стала источником современных эпидемий по всему земному шару. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Cell Host & Microbe.

чума, Cell Host & Microbe
(с) Rainer Weiss, Landesamt für Denkmalpflege

“Наше исследование впервые показало, что чума путешествовала из Европы в Азию после Черной смерти, и мы установили связь между эпидемией чумы в середине 14-го века и современной чумой”, – говорит автор исследования Мария Спироу (Maria Spyrou).

Чумная палочка является одним из самых смертоносных патогенов в истории человечества, которая вызвала три основные пандемии: чума Юстиниана, которая обрушилась на Римскую империю в 6 – 8 веке; вторая пандемия чумы разразилась в Европе в середине 14-го века и продолжала поражать континент периодическими вспышками до середины 18-го века; и третья пандемия возникла в Китае в конце 19-го века.

Доказательства, основанные на древних образцах ДНК и исторических моделях климата, предположили, что периодические вспышки второй пандемии были вызваны несколькими реинтродукцированными чумными палочками. Некоторые ученые недавно предположили, что чумная палочка мигрировала из Европы в Азию и позже дала начало третьей пандемии. Но до сих пор доказательств этого не хватало.

Чтобы пролить свет на происхождение второй пандемии, ученые из Института Макса Планка собрали образцы от останков, умерших от чумы, из мест захоронения в Испании и Германии, а также России.

“Массовые захоронения состоят из сотен людей, умерших от чумы во время одной вспышки”, – говорит Александр Хербиг (Alexander Herbig). “Это дает нам представление, какое значительное влияние оказывало это заболевание во времена средневековья”.

После анализа ДНК, выделенных из зубов 178 человек, исследователи идентифицировали ДНК Y. Pestis в 32 случаях. Три человека имели достаточно ДНК Y. Pestis для анализа генома. Исследователи секвенировали геномы этих трех древних Y. Pestis штаммов и сравнили их с 148 ранее секвенированными древними и современными штаммами, чтобы реконструировать филогенетическое дерево Y. Pestis.

Филогенетический анализ не выявил различия между штаммом, вызвавшим Черную Смерть в Испании, и ранее генотипированным штаммом с середины 14-го века в Лондоне. Одновременное присутствие одного и того же штамма как в южной, так и в северной Европе предполагает, что Y. Pestis вошел на континент одной волной.

Эти штаммы из Англии и Испании привели к ветви, содержащей штамм в Германии и штамм 18-го века от Великой Чумы Марселя во Франции. Кроме того, все три реконструированных генома и ранее секвенированные геномы от второй чумы сгруппированы в той же ветви на филогенетическом дереве. Эти данные свидетельствуют, что родословная Y. Pestis была ответственна за Черную смерть и последующие пандемии по всей Европе.

Между тем, штамм из России также разделяет сходство со штаммом Черной смерти в Лондоне, а также со всеми современными штаммами. Этот вывод поддерживает идею, что Y. Pestis прошел из Европы в Азию после Черной смерти, позже вызвал третью эпидемию.

“Наше открытие показало связь между Черной смертью и современной чумой”, – говорит Джоханнс Краузе (Johannes Krause). “Хотя несколько родословных чумы существует в Китае сегодня, родословная, которая вызвала Черную смерть несколько веков назад, покинула Юго-Восточную Азию в конце 19-го века и быстро распространилась по всему миру”.

В будущих исследованиях ученые планируют получить дополнительные сведения о входе и конечных точках Черной смерти в Европе. Они надеются расширить свои образцы, чтобы лучше понять пути, проходимые болезнью, и эволюционные изменения, которые она приобрела на разных этапах.

Авторы другого исследования утверждают, что установили, что чума существовала на 3300 лет раньше, чем считалось ранее.

Spyrou M Tukhbatova R Feldman M Drath J Kacki S et. al. Historical Y. pestis Genomes Reveal the European Black Death as the Source of Ancient and Modern Plague Pandemics // Cell Host & Microbe – 2016 – vol: 19 (6) – pp: 874-881