Ученые приблизились на шаг к тайне вымирания мамонтов

мамонт, ген

По данным шведских ученых, которые провели секвенирование генома двух особей вида Шерстистый мамонт (Mammuthus primigenius), их популяция уже страдала от значительного уменьшения генетического разнообразия.

Авторы исследования сравнивали генетический материал останков двух мамонтов. Первый умер примерно на острове Врангеля 4300 лет назад, а останки второго мамонта были обнаружены на территории северо-восточной Сибири, возраст которого оценивается около 44800 лет.

Результаты исследования опубликованы в научном журнале Current Biology.

Автор исследования рассказывают, что геном первого мамонта отличался низкой наследственной активностью, а некоторые крупные участки ДНК не показали никакой изменчивости. Это говорит о исчезающей популяции, в которой происходило спаривание родственных особей.

«Мы выявили, что геном одного из последних мамонтов в мире обладает крайне низкой наследственной изменчивостью, это указывает на частую практику близкородственного скрещивания среди представителей данного вида. В течение последних пяти тысяч лет существования Шерстистого мамонта на острове Врангеля популяция даных животных уменьшалась и в конце концов исчезла вовсе», — считает автор исследования Лав Дален (Love Dalén).

Ученые говорят, что сам процесс секвенирования генома Mammuthus primigenius был очень сложным. Большая часть ДНК мамонтов оказалась сильно фрагментированны и повреждены, и даже «загрязнена» другими генами различных бактерии. Однако, авторам исследования удалось провести полную расшифровку их гена.

Проведя секвенирование, ученые пришли к выводу, что популяция Шерстистого мамонта начала уменьшаться в середине или в начале эпохи плейстоцена (ок. 250-300 тысяч лет назад). Тем не менее причины резкого снижения численности мамонтов остаются до сих пор тайной.

Авторы исследования считают, что при дальнейшем исследовании других видов мамонтов ученые смогут разгадать причину их вымирания.

Palkopoulou, Eleftheria; Mallick, Swapan; Skoglund, Pontus; Enk, Jacob; Rohland, Nadin et al. (2015) Complete Genomes Reveal Signatures of Demographic and Genetic Declines in the Woolly Mammoth // Current Biology