Генетическая изменчивость влияет на эффективность антидиабетических препаратов

антидиалектические препараты, генетическая изменчивость
Генетическая изменчивость влияет на эффективность антидиабетических препаратов

Исследование показывает, что небольшие изменения в ДНК могут иметь большое влияние на гены, которые контролируют, как мы реагируем на определенные лекарственные препараты. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Cell. Исследователи намерены использовать открытие для разработки персонализированных подходов в лечении диабета и других метаболических расстройств.

Для исследования профессор Митчелл Лазарь (Mitchell Lazar) с соавторами сосредоточились на ядерных PPAR γ–рецепторов. Именно на эту молекулу воздействует препарат тиазолидиндион.

Тиазолидиндион являются единственным лекарственным средством от диабета, которое направлено на жировые клетки и повышает реакцию пациента на инсулин. Но в последнее время они редко применяются, так как приводят к таким побочным действиям, как потеря костной ткани и отек, также были сообщения о повышенной опасности рака мочевого пузыря и инфаркта.

PPAR γ–рецепторы активируют определенные гены в жировых клетках, в результате чего происходят изменения в уровнях гормонов. В своем исследовании ученые показывают, что природные генетические различия в переключении ДНК, которые часто происходят в «темной материи» генома, не содержат код для принятия белка, что может влиять на эффективность данного рецептора.

Исследователи провели несколько экспериментов, чтобы установить эти выводы — сначала на мышах, а затем на жировой ткани человека, страдающего ожирением.

Исследователи также обнаружили, что различные вариации последовательности ДНК в переключении PPAR γ–рецепторов связаны с различными рисками заболевания. Например, один вариант связан с жирами в крови – в том числе с HDL («хороший» холестерин) и триглицеридами. Другой – связан с диабетом 2 типа, а третий связаны с высоким артериальным давлением и соотношением талии и бедер.

Исследователи говорят, что по геному человека можно определить, как он будет реагировать на разные вещества, это приведет к новой области фармакологии под названием «персонифицированная фармакогеномика».

«Наше исследование дает доказательство правильности концепции, что генетические изменения могут повлиять на активацию гена рецептора. Это имеет особое значение для препарата тиазолидиндиона, который имеет мощный антидиабетический эффект, но ограничен в применение из-за побочных эффектов», — комментируют свои выводы авторы исследования.

Ученые предполагают, что подходы, которые они использовали в своем исследовании, однажды будут использоваться, чтобы предсказать, каким пациентам такие препараты как тиазолидиндионами помогут.

Soccio, Raymond E.; Chen, Eric R.; Rajapurkar, Satyajit R.; Safabakhsh, Pegah; Marinis, Jill M. et al. (2015) Genetic Variation Determines PPARγ Function and Anti-diabetic Drug Response In Vivo // Cell – vol. 162 (1) – p. 33-44