Бактерии помогают в борьбе с опухолями у крыс, собак и людей

Согласно данным исследователей центра Johns Hopkins Kimmel Cancer, модифицированная версия бактерии Clostridium novyi (C. novyi-NT) может произвести сильное и целенаправленное угнетающее воздействие на опухоли у крыс, собак, а теперь и у людей. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

В природе Clostridium novyi встречается в почве и в некоторых случаях может инфицировать крупный рогатый скот, овец и людей с последующим повреждением тканей. Для процветания этого микроорганизма необходима бедная кислородом окружающая среда, которая как раз присутствует в опухолевых клетках. Исследователи создали ослабленную версию бактерии (C. novyi-NT), удалив один из её обеспечивающих синтез токсина генов и сделав таким образом микроорганизм более безопасным для терапевтического использования.

Верена Стаед (Verena Staedtke), онколог центра Джона Хопкинса, впервые опробовала инъекции спор у крыс с имплантированными опухолями головного мозга, называемыми глиомы. Микроскопическая оценка опухолей показала, что в процессе лечения опухолевые клетки убиты, но здоровые клетки всего в нескольких микрометрах в сторону не задеты вредным воздействием. Такое лечение также увеличивает выживаемость крыс. Подвергшиеся воздействию лечения крысы выживают в среднем 33 дня после имплантации опухоли, по сравнению со средним показателем – 18 дней у крыс, которые не получали инъекций спор бактерии C. novyi-NT.

Затем исследователи расширили свои испытания инъекции на собак.

«Одна из причин, что мы начали обработку собак бактерией C. novyi-NT перед началом исследований на людях – это то, что собаки могут быть хорошим ориентиром того, что может произойти с людьми», – сказал Робертс.

Он объяснил, что опухоли у собак имеют многие генетические сходства с человеческими опухолями, и их опухоли появляются спонтанно, как они появляются у людей. Лечение собак происходит многими лекарствами от рака, что получают и люди, и реакция у них аналогична человеческой.

В ходе исследования учёные протестировали прямые инъекции в опухоли спор C. novyi-NT 16-ти домашним собакам, которым лечили естественные опухоли. Через 21 день после внутриопухолевой инъекции C. novyi-NT у шести животных было отмечено существенное, примерно на 30 процентов, сокращение размера опухоли. У трёх из них в итоге опухоли полностью исчезли. У пяти других собак наблюдалась приостановка роста опухолей.  Большинство собак испытали побочные эффекты, характерные для бактериальной инфекции, такие как лихорадка и опухолевые абсцессы и воспаления.

На основании полученных результатов исследователи решились на клинические испытания метода. Первой их участницей стала пациентка, страдающая злокачественной опухолью гладких мышц. Инъекция C. noyvi-NT была сделана в метастатическую опухоль на правом плече. Хотя введённая доза составляла менее одного процента от дозы, полученной собаками, она вызвала значительное сокращение объёма опухоли внутри и вокруг плечевой кости. Побочным эффектом терапии стала деструкция кости вследствие быстрого разрушения опухоли, а также резкая воспалительная реакция и формирование абсцесса на месте инъекции.

Как рассказал ведущий автор исследования, Шибин Чжоу (Shibin Zhou), клинические испытания бактериальной терапии рака будут продолжены и расширены. Планируется дальнейшее тестирование безопасности такого метода и его эффективности в отношении различных видов рака.

«Некоторые из этих традиционных методов лечения способны увеличить объём гипоксических тканей в опухоли и сделают лечение бактериальной инфекции более эффективным», – пишут авторы. – «C. novyi-NT представляет собой агент, который может быть объединен с множеством химиотерапевтических агентов или радиацией».

«Другой механизм, позволяющий использование бактерий в качестве терапевтического агента, заключается в том, что они могут индуцировать сильный иммунный ответ против самих опухолевых клеток», – сказал Zhou.

Предыдущие исследования на мышах позволили авторам предположить, что C. novyi-NT может помочь создать затяжной иммунный ответ, который борется с метастазами опухолей, но этот эффект еще предстоит выяснить на других животных и на людях.

Roberts, Nicholas J.; Zhang, Linping; Janku, Filip; Collins, Amanda; Bai, Ren-Yuan et al. Intratumoral injection of Clostridium novyi-NT spores induces antitumor responses // Science Translational Medicine – 2014 – vol. 6 (249) – p. 249ra111