Бактерии помогают в борьбе с опухолями у крыс, собак и людей

Просмотров: 3335

Опубликовано 16.08.2014, 18:08 (мск) Руслан Хусаинов в Инфекционные болезни, Новости, Онкология

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)

Согласно данным исследователей центра Johns Hopkins Kimmel Cancer, модифицированная версия бактерии Clostridium novyi (C. novyi-NT) может произвести сильное и целенаправленное угнетающее воздействие на опухоли у крыс, собак, а теперь и у людей. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

В природе Clostridium novyi встречается в почве и в некоторых случаях может инфицировать крупный рогатый скот, овец и людей с последующим повреждением тканей. Для процветания этого микроорганизма необходима бедная кислородом окружающая среда, которая как раз присутствует в опухолевых клетках. Исследователи создали ослабленную версию бактерии (C. novyi-NT), удалив один из её обеспечивающих синтез токсина генов и сделав таким образом микроорганизм более безопасным для терапевтического использования.

Верена Стаед (Verena Staedtke), онколог центра Джона Хопкинса, впервые опробовала инъекции спор у крыс с имплантированными опухолями головного мозга, называемыми глиомы. Микроскопическая оценка опухолей показала, что в процессе лечения опухолевые клетки убиты, но здоровые клетки всего в нескольких микрометрах в сторону не задеты вредным воздействием. Такое лечение также увеличивает выживаемость крыс. Подвергшиеся воздействию лечения крысы выживают в среднем 33 дня после имплантации опухоли, по сравнению со средним показателем — 18 дней у крыс, которые не получали инъекций спор бактерии C. novyi-NT.

Затем исследователи расширили свои испытания инъекции на собак.

«Одна из причин, что мы начали обработку собак бактерией C. novyi-NT перед началом исследований на людях — это то, что собаки могут быть хорошим ориентиром того, что может произойти с людьми», — сказал Робертс.

Он объяснил, что опухоли у собак имеют многие генетические сходства с человеческими опухолями, и их опухоли появляются спонтанно, как они появляются у людей. Лечение собак происходит многими лекарствами от рака, что получают и люди, и реакция у них аналогична человеческой.

В ходе исследования учёные протестировали прямые инъекции в опухоли спор C. novyi-NT 16-ти домашним собакам, которым лечили естественные опухоли. Через 21 день после внутриопухолевой инъекции C. novyi-NT у шести животных было отмечено существенное, примерно на 30 процентов, сокращение размера опухоли. У трёх из них в итоге опухоли полностью исчезли. У пяти других собак наблюдалась приостановка роста опухолей. Большинство собак испытали побочные эффекты, характерные для бактериальной инфекции, такие как лихорадка и опухолевые абсцессы и воспаления.

На основании полученных результатов исследователи решились на клинические испытания метода. Первой их участницей стала пациентка, страдающая злокачественной опухолью гладких мышц. Инъекция C. noyvi-NT была сделана в метастатическую опухоль на правом плече. Хотя введённая доза составляла менее одного процента от дозы, полученной собаками, она вызвала значительное сокращение объёма опухоли внутри и вокруг плечевой кости. Побочным эффектом терапии стала деструкция кости вследствие быстрого разрушения опухоли, а также резкая воспалительная реакция и формирование абсцесса на месте инъекции.

Как рассказал ведущий автор исследования, Шибин Чжоу (Shibin Zhou), клинические испытания бактериальной терапии рака будут продолжены и расширены. Планируется дальнейшее тестирование безопасности такого метода и его эффективности в отношении различных видов рака.

«Некоторые из этих традиционных методов лечения способны увеличить объём гипоксических тканей в опухоли и сделают лечение бактериальной инфекции более эффективным», — пишут авторы. — «C. novyi-NT представляет собой агент, который может быть объединен с множеством химиотерапевтических агентов или радиацией».

«Другой механизм, позволяющий использование бактерий в качестве терапевтического агента, заключается в том, что они могут индуцировать сильный иммунный ответ против самих опухолевых клеток», — сказал Zhou.

Предыдущие исследования на мышах позволили авторам предположить, что C. novyi-NT может помочь создать затяжной иммунный ответ, который борется с метастазами опухолей, но этот эффект еще предстоит выяснить на других животных и на людях.

Roberts, Nicholas J.; Zhang, Linping; Janku, Filip; Collins, Amanda; Bai, Ren-Yuan et al. Intratumoral injection of Clostridium novyi-NT spores induces antitumor responses // Science Translational Medicine — 2014 — vol. 6 (249) — p. 249ra111