Древний ген смог вернуть иммунную систему на 500 миллионов лет назад

Активация одного единственного гена может отбросить иммунную систему мышей на 500 миллионов лет назад, во времена, когда появились первые позвоночные. Данная модель поможет исследователям лучше понять, как развивалась иммунная система в ходе эволюции. Результаты ученых из института иммунологии и эпигенетики Max Planck Institute of Immunobiology and Epigenetics были опубликованы в журнале Cell Reports

Исследователи активировали древний ген, который обычно не функционирует в иммунной системе млекопитающих, и обнаружили, что у животных развился тимус, функционально напоминающий тимус рыб. Ученые были удивлены тому как тимус млекопитающих, предназначенный исключительно для выработки Т-клеток, производил и В-клетки, что свойственно обычно только для тимуса рыб.

Адаптивный иммунный ответ является уникальным для позвоночных. Главным органом иммунной системы является тимус, который существует у всех позвоночных животных. Эпителиальные клетки в тимусе контролируют созревания Т-клеток, которые борятся с инфекциями в организме позвоночных животных. Ген FOXN1 отвечает за развитие Т-клеток в тимусе млекопитающих. Ученые во главе с Thomas Boehm активировали у мышей эволюционный предшественник гена FOXN1, отвечающего за образование тимуса, — FOXN4, который присутствует у всех позвоночных, но активен только у некоторых видов рыб. Это доказательство того, что изменение тимуса в эволюции шло под влиянием изменившегося гена: он сначала удвоился, а затем изменился и стал геном FOXN1 у млекопитающих.

По всей видимости, у общего предка рыб и млекопитающих деятельность вилочковой железы регулировал Foxn4. Foxn1 стал результатом дупликации этого предкового гена у части позвоночных (рыб), активными остались оба гена, а у млекопитающих только один Foxn1.

Swann, Jeremy B.; Weyn, Annelies; Nagakubo, Daisuke; Bleul, Conrad C.; Toyoda, Atsushi et al. Conversion of the Thymus into a Bipotent Lymphoid Organ by Replacement of Foxn1 with Its Paralog, Foxn4 // Cell Reports -2014 – vol. 8 (4) – p. 1184-1197