Эволюция неандертальцев проходила поэтапно

Исследователи изучали черепа в испанской пещере, которые были определены как черепа неандертальцев. Эти новые данные позволили ученым лучше понять эволюцию гоминини в среднем плейстоцене, период, в котором путь эволюции гоминини был спорный.

«Средний плейстоцен был длительностью около полумиллиона лет, в течение которых эволюция гоминини прошла через медленный процесс изменения с помощью не только одного вида гоминини к классическому неандертальцу», – считает ведущий Arsuaga, профессор палеонтологии Мадридского университета.

От 400 до 500 тысяч лет назад, в самом сердце плейстоцена, архаичные люди отделились от других групп того периода, проживающих в Африке и Восточной Азии и поселились в Евразии, где у них развивались характеристики, которые определили Neandertal происхождение. Несколько сотен тысяч лет после этого современные люди, которые эволюционировали из Африки, тоже поселились в Евразии. Они скрещивались с неандертальцами, но даже тогда показали признаки репродуктивной несовместимости. Из-за этого современные люди в конечном итоге заменились неандертальцами.

Степень расхождения между неандертальцами и современными людьми за такой короткий период времени удивила ученых. Почему неандертальцы дифференцировались так быстро от других ранних гоминидов? Какой характер изменений прошли неандертальцы?

Чтобы ответить на эти вопросы, ученым необходима точная картина европейского населения около 400000 лет назад на ранних стадиях появления неандертальцев. Это было сложно, поскольку Европейские окаменелости – важные инструменты для ответа на эти вопросы – разошлись и состоят из останков разрозненных сроков.

«То, что делает место Сима-де-Лос-Хуэсос уникальным, это чрезвычайные и беспрецедентные накопления окаменелостей гоминини, ничего больше никогда не было обнаружено от вымерших этих видов, в том числе и неандертальцев», считает – Arsuaga. «В этом месте были раскопки с 1984 года», – добавил Martínez. «После тридцати лет мы извлекли около 7000 человеческих окаменелостей. Эта уникальная коллекция включает в себя 17 фрагментарных черепов, многие из которых являются полными».

17 черепов принадлежат одной популяции ископаемого вида гоминини. Некоторые изучались и раньше, но семь представлены заново, и шесть из них более полные. Образцы черепа помогли исследователям увидеть, что неандертальцы были связаны с примитивными гоминидами.

«На основе морфологии, мы считаем, что люди в пещере Сима были частью видов неандертальца», – утверждает Arsuaga, «хотя и не обязательно прямыми предками классических неандертальцев».

Они были частью ранней европейской линии, которая включает неандертальцев, но более примитивные, чем в позднем плейстоцене. Чрезвычайно важно, что у многих из неандертальцев было развито жевание.

«Похоже, эти изменения были вызваны интенсивным использованием фронтальных зубов», – считает Arsuaga. «У резцов имеется большой износ, что типично для неандертальцев». «Одна вещь, которая удивила меня в черепах», – сказал он, «то, как схожи были разные люди. Другие окаменелости того же геологического периода отличаются и не подходят к черепам из Сима. Это означает, что существует большое разнообразие среди различных групп населения в среднем плейстоцене».

«Нахождение одного зуба является большим счастьем, поэтому можно представить, что это такое, найти и реконструировать 17 черепов!», – сказали ученые. «Это словно найти клад».

Arsuaga, J. L.; Martinez, I.; Arnold, L. J.; Aranburu, A.; Gracia-Tellez, A. et al. Neandertal roots: Cranial and chronological evidence from Sima de los Huesos // Science – 2014 – vol. 344 (6190) – p. 1358-1363