Инъекции Ботокса замедляют рост опухолей желудка у мышей

Рак желудка занимает четвертое место по частоте встречаемости среди злокачественных опухолевых заболеваний и второе место как причина смертности среди них во всем мире. 5-летняя выживаемость при этом раке составляет менее 25 процентов. Международная команда ученых выяснила, что компоненты Ботокса (onabotulinumtoxin A), применяемого для сглаживания морщин, замедляют рост опухоли, блокируя нервные сигналы, которые стимулируют рост раковых клеток.

Исследование было проведено в Медицинском центре Колумбийского университета, лаборатории профессора Тимоти Ванга (Timothy Wang) в сотрудничестве с профессором Дуань Ченом (Duan Chen) Норвежского Университета науки и технологии. Материалы работы опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

«Ученые давно заметили, что опухолевые клетки у человека и мыши имеют богатую инервацию. Мы хотели понять роль нервов в инициации роста опухолевых клеток, сосредоточив внимание на раке желудка. В ходе экспериментов выяснилось, что блокирование нервных сигналов делает раковые клетки более уязвимыми — изолируется один из ключевых факторов, который регулирует их рост».

Используя три различных модели рака желудка мыши, команда доктора Ванга обнаружила, что когда они выполняют ваготомию (перерезают нервные окончания блуждающего нерва), операция существенно замедляет рост опухоли и приводит к увеличению выживаемости. Удаление нервных соединений только с одной стороны от рака желудка не влияет на рост опухоли с другой стороны (со стороны неповрежденных нервов), что явилось ещё одним доказательством значения иннервации на рост опухоли.

Следующим этапом учёные блокировали передачу нервных сигналов с помощью инъекции Ботокса. Препарат оказался столь же эффективным для снижения роста опухоли желудка, как и хирургический метод.

«Мы обнаружили, что блокирование нервных сигналов делает раковые клетки более уязвимыми – процедура удаляет один из ключевых факторов, который регулирует их рост», – заявляет Ванг.

Ботокс блокирует высвобождение в нервных синапсах медиатора ацетилхолина. В случае косметического лечения, например, блокирование ацетилхолина помогает уменьшить морщины на лице, временно парализуя мимические мышцы. Так как ацетилхолин также стимулирует деление клеток, использование Ботокса предотвращает высвобождение ацетилхолина и может помочь замедлить рост рака.

Следующим доказательством эффективности блокирования нервов при лечения рака у больных явилось ещё одно наблюдение учёных. Были обследованы 37 пациентов, которые имели рецидив рака желудка много лет спустя после операции. Из 13 пациентов, которым проводилась ваготомия, в 12 случаях в регионах, где нервные связи были разорваны, опухоль не развивалась. Напротив, рецидивы опухоли были найдены в той же области желудка у всех 24 пациентов, которым ваготомия не проводилась.

Первоначальные эксперименты показали, что блокирование нервов делает раковые клетки более уязвимыми к воздействию химических веществ. Использование Ботокса в комбинации с химиотерапией у мышей увеличило уровень выживаемости до 35 процентов.

Ограничением текущих исследований является то, что они ориентированы прежде всего на ранние стадии рака желудка.

«В будущем мы бы очень хотели посмотреть, как мы сможем использовать этот метод, чтобы остановить рост более поздних стадий раковых заболеваний», – заявляет Ванг.

Таким образом, данный научный коллектив надеется разработать препараты, которые блокируют рецепторы нейромедиаторов. Такой подход был бы более эффективным, чем операции или Ботокс. Такие препараты смогут влиять как на основную опухоль, так и на её метастазы.

Zhao, Chun-Mei; Hayakawa, Yoku; Kodama, Yosuke; Muthupalani, Sureshkumar; Westphalen, Christoph B. et al. Denervation suppresses gastric tumorigenesis Science Translational Medicine -2014 – vol. 6 (250) – p. 250ra115