Изменения барьера кожных покровов в эволюции европейцев

Увеличение потенциала кожи для поглощения ультрафиолетового света, которое необходимо для выработки витамина D – это действительно важная задача. Однако Elias и его коллеги пришли к выводу в своем исследовании, что изменения функции кожи, как барьер элементов внесло больший вклад, чем изменения кожи в способности северных европейцев вырабатывать витамин D.

Ученые, изучающие человеческую эволюцию, считают, что нужно принимать больше витамина D в северных широтах. Так как там произошли генетические мутации, которые снижают производство пигмента меланина, основного фактора, определяющего тон кожи. 

«В высоких широтах Великобритании, Скандинавии и Балтийских странах, а также на севере Германии и Франции очень мало ультрафиолетовых лучей спектра В – излучения достигает земли, а это необходимо для кожи, чтобы вырабатывать витамин D», – сказал Elias.

В более ранних исследованиях он начал изучать роль кожи как барьер для потери воды. Ученый в последнее время был сосредоточен на конкретном белке кожи, называемом филлагрин, который расщепляется на молекулы под действием урокаиновой кислоты.

В своем новом исследовании ученые выявили большую распространенность врожденных мутаций в гене филлагрина среди северных европейских популяций. До 10% северных народов несли мутацию в гене филлагрина, в отличие от Южно-европейских, азиатских и африканских популяций.

Кроме того, более высокая мутация филлагрина, следствием которой является потеря урокаиновой кислоты, связана с высоким уровнем витамина D в крови. Носители мутации имеют тенденцию к очень сухой коже, и уязвимы при атопическом дерматите, бронхиальной астме и пищевой аллергии. Но эти болезни появились только недавно, и не были проблемой, пока люди не стали жить в густонаселенных городских условиях, сказал Elias.

Данные нового исследования не объясняют, почему северные европейцы потеряли меланин. 

«Как только человеческое население мигрировало на север, подальше от тропических излучений, пигмент постепенно утрачивается в метаболическом сохранении. Организм не будет тратить драгоценную энергию и белки, на то, что ему не нужно», – считают авторы исследования.

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:

Thyssen, Jacob P.; Bikle, Daniel D.; Elias, Peter M. Evidence That Loss-of-Function Filaggrin Gene Mutations Evolved in Northern Europeans to Favor Intracutaneous Vitamin D3 Production // Evolutionary Biology (2014)