Химический анализ костей позволил изучить образ жизни Ричарда III

В недавнем исследовании, проведенном Британской геологической службой совместно с учёными из Университета Лестера, проведён анализ химического состава костей и зубов короля Ричарда III, последнего монарха из линии Плантагенетов, и обнаружены интересные подробности о жизни и особенностях питания прошлых королей Великобритании.

Эти данные опубликованы в журнале Elsevier’s Journal of Archaeological Science. Изотопный анализ костей и зубов короля Ричарда III выявил ранее неизвестные подробности его детства и изменений в диете, когда он был королем два года и два месяца, прежде чем его убили в битве при Босуорт.

Ученые проанализировали изотопы углерода, азота, кислорода, стронция и свинца из трех костей скелета Ричарда III: зубов, бедренной кости и ребра. Как объясняют авторы статьи, ребра, позвоночник, бедра, берцовые кости, зубы и другие части скелета и черепа человека растут и меняются с разной скоростью. К примеру, коренные зубы формируются в позднем детстве, и их химический состав остается практически неизменным на протяжении всей жизни. А костная ткань ребер непрерывно обновляется и почти полностью меняется за пять лет жизни.

Благодаря этому доли изотопов различных элементов в разных частях тела всегда заметно отличаются, что позволило Бакли и его коллегам выяснить, чем питался и в каких условиях Ричард жил в детстве, в зрелые годы и в последние пять лет.

Так, анализ зубов подтвердил, что Ричарда привезли из замка Фотерингей в восточной части Англии в Нортгемптоншир в возрасте семи лет. Это сопровождалось изменением питания, что отразилось на составе изотопов.

Изотопы из бедренной кости указали, что примерно за 15 лет до своей смерти Ричард вернулся в восточную Англию, но его питание в это время соответствовало питанию высшей аристократии.

По ребру монарха ученые установили, что в период двух последних лет жизни в рационе Ричарда произошли большие изменения. Поскольку по историческим данным известно, что в это время король никуда не переезжал, эти изменения отражают смену его социального статуса — пребывание на престоле. На королевском столе в изобилии была пресноводная рыба и птица, причем не только домашняя, но и дикая (лебеди, журавли, цапли).

Кроме того, химический состав костей позволяет предположить, что в период своего недолгого правления Ричард III пил довольно много вина.

Открытие Ричарда Бакли из Университета Лестера и его коллег свидетельствует о том, что изменения в диете и в месте жительства можно с высокой точностью установить по останкам людей, что открывает дорогу для новой научной дисциплины — изотопной археологии. Она позволит историкам и культурологам получить более полную картину того, как жили люди в давние эпохи.

Lamb, Angela L.; Evans, Jane E.; Buckley, Richard; Appleby, Jo Multi-isotope analysis demonstrates significant lifestyle changes in King Richard III // Journal of Archaeological Science – 2014