Коралловые рифы могут помочь в борьбе против рака

Это открытие поможет биологам лучше понять раннюю эволюцию многоклеточных организмов, экологам – лучше понять тяжелое положение современных кораллов, и медицинским исследователям – в разработке новых лекарственных средств против рака.

Ученые Steven Quistad и Forest Rohwer, анализируя белки коралловых рифов (Acropora digitifera) и сопоставляя их с человеческими белками, нашли своеобразное сходство. Эти белки имели рецепторы фактора некроза опухоли (ФНО), которые получают сигналы от других белков.

Когда ФНО белки прикрепляются к рецепторам ФНО, в клетке запускается режим самоуничтожения. Белковые нити внутри клетки разрушаются и клеточные компоненты перерабатываются. Данный процесс называется апоптоз, он играет решающую роль в формировании клетки и уничтожает дефектные клетки, прежде чем они могут привести к повреждению организма.

Когда Quistad более внимательно изучил геном коралловых рифов, он заметил, что в них были закодированы 40 видов ФНО-рецепторов. Геном коралловых рифов содержит самое большое количество ФНО-рецепторов, чем любой другой организм на планете. Например, геном человека содержит 25 рецепторов ФНО.

Ученые постарались экспонировать человеческий белок ФНО с рецепторами ФНО коралловых рифов и увидели явные признаки активации апоптоза. Человеческий ФНО активирует запрограммированную клеточную смерть в клетках коралловых рифов.

На следующем этапе исследования ученые смогли запустить механизм апоптоза в клетках человека. Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Коралловые рифы очень сложные организмы, их геном в какой-то степени похож на человеческий, и мы только начали узнавать их секреты. Нам есть чему поучиться у кораллов, чтобы лучше понять собственную иммунную систему», – утверждает Quistad