Мозг ассоциирует запахи с цветами: розовый цвет пахнет фруктами, а оранжевый — плесенью

Просмотров: 1368

Опубликовано 22.07.2014, 09:55 (мск) Клара Галиева в Неврология, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)
Загрузка...

Издание «PLoS ONE» опубликовало результаты нового исследования, проведенного международной группой ученых, целью которого было определить является ли связь между запахом и цветом жестко закрепленной в нашем мозгу или же она вызвана культурным влиянием. Оказалось, что независимо от национальности или этнической принадлежности розовый цвет люди связывают с запахом фруктов, а оранжевый — плесени, и не важно в какой культурной среде они живут.

Ранее считалось, что ассоциация цвет-запах происходит только у людей, имеющих диагноз синестезия — редкое состояние, которое нерационально связывает одно из наших пяти чувств, например, человек в состоянии реально увидеть звуки. Некоторые ученые смогли даже выявить научные связи между запахами, музыкальными нотами и геометрическими фигурами, доказывая, что подобные ассоциации жестко встроены в мозг, однако, до сих пор ученые не могли доказать однозначную связь цвета и запаха.

В ходе исследования ученые изучили 20 человек в каждой из шести различных культурных групп, которые включали голландцев, проживающих в Нидерландах китайцев, малайцев, проживающих в Малайзии китайцев, немцев и американцев.

Исследователи дали каждому участнику эксперимента 14 образцов с различными запахами и палитру, содержащую 36 различных цветов. Испытуемые должны были связать каждый запах с каким-либо цветом и определить цвет не соответствующий данному аромату. Независимо от того, какую культурную и этническую нишу представляли испытуемые, все они указали на практически одинаковые ассоциации запаха и цвета.

Учёные предполагали, что ассоциации цвета и запаха будет отличаться между культурами, так же, как язык, возраст вступления в брак, опыт путешествий, частота приготовления пищи-факторами, тесно связанными с тем к какой культурной среде принадлежит человек. Но это был не тот случай.

Участники в целом согласились, что фруктовые ароматы «пахли» как розовый и красный цвет, в то время как заплесневелые ароматы ассоциировались с оранжевым и коричневым цветами. Запах мыла люди связали со светлыми пастельными тонами, в то время как темные цвета ассоциировались с запахом пластика

Больше всего ученых удивило, что ни у одного из участников эксперимента не было синестезии, которая в разной неврологической степени проявляется примерно на одного из 27 человек в мире. Некоторые люди с синестезией могут «попробовать на вкус» музыку, другие связывают воедино цвет, форму и даже эмоции. Но для обычных людей, которые пользуется пятью чувствами привычным образом, открытие показывает, что с ними не все так однозначно, и, может быть, в один прекрасный день ученые смогут раскрыть весь потенциал этих чувств.

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:

Levitan C. A,. Ren J., Woods A.T., et al. Cross-Cultural Color-Odor Associations // PLOS One — 2014


Клара Галиева (3800 Статей)
Должность - Автор новостного блока. Врач-невропатолог. г. Санкт-Петербург.