Мозг ассоциирует запахи с цветами: розовый цвет пахнет фруктами, а оранжевый – плесенью

Издание «PLoS ONE» опубликовало результаты нового исследования, проведенного международной группой ученых, целью которого было определить является ли связь между запахом и цветом жестко закрепленной в нашем мозгу или же она вызвана культурным влиянием. Оказалось, что независимо от национальности или этнической принадлежности розовый цвет люди связывают с запахом фруктов, а оранжевый – плесени, и не важно в какой культурной среде они живут.

Ранее считалось, что ассоциация цвет-запах происходит только у людей, имеющих диагноз синестезия – редкое состояние, которое нерационально связывает одно из наших пяти чувств, например, человек в состоянии реально увидеть звуки. Некоторые ученые смогли даже выявить научные связи между запахами, музыкальными нотами и геометрическими фигурами, доказывая, что подобные ассоциации жестко встроены в мозг, однако, до сих пор ученые не могли доказать однозначную связь цвета и запаха. 

В ходе исследования ученые изучили 20 человек в каждой из шести различных культурных групп, которые включали голландцев, проживающих в Нидерландах китайцев, малайцев, проживающих в Малайзии китайцев, немцев и американцев. 

Исследователи дали каждому участнику эксперимента 14 образцов с различными запахами и палитру, содержащую 36 различных цветов. Испытуемые должны были связать каждый запах с каким-либо цветом и определить цвет не соответствующий данному аромату. Независимо от того, какую культурную и этническую нишу представляли испытуемые, все они указали на практически одинаковые ассоциации запаха и цвета. 

Учёные предполагали, что ассоциации цвета и запаха будет отличаться между культурами, так же, как язык, возраст вступления в брак, опыт путешествий, частота приготовления пищи-факторами, тесно связанными с тем к какой культурной среде принадлежит человек. Но это был не тот случай. 

Участники в целом согласились, что фруктовые ароматы «пахли» как розовый и красный цвет, в то время как заплесневелые ароматы ассоциировались с оранжевым и коричневым цветами. Запах мыла люди связали со светлыми пастельными тонами, в то время как темные цвета ассоциировались с запахом пластика

Больше всего ученых удивило, что ни у одного из участников эксперимента не было синестезии, которая в разной неврологической степени проявляется примерно на одного из 27 человек в мире. Некоторые люди с синестезией могут «попробовать на вкус» музыку, другие связывают воедино цвет, форму и даже эмоции. Но для обычных людей, которые пользуется пятью чувствами привычным образом, открытие показывает, что с ними не все так однозначно, и, может быть, в один прекрасный день ученые смогут раскрыть весь потенциал этих чувств. 

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:

Levitan C.A,. Ren J., Woods A.T., et al. Cross-Cultural Color-Odor Associations // PLOS One – 2014