Недоношенные дети имеют трудности в математике

Благодаря современной медицине, процент выживших недоношенных детей постоянно растет. На когнитивном уровне эти дети часто имеют проблемы, такие как трудности с арифметическими навыками и трудности с концентрацией. В течение долгого времени исследования были сосредоточены на детях высокого риска, рожденных до 32 недели или с весом менее 1500 грамм. Современные исследования показывают, что такой подход является недальновидным.

Jäkel из отдела психологического развития проанализировала познавательные способности детей, рожденных между 23 и 41 неделями беременности. В течение исследования все дети прошли тесты, которые оценили их познавательные и образовательные способности. Данные показали, что у недоношенных детей были большие трудности с задачами, которые требуют хорошую память.  

В чем причина этих трудностей? Исследователи предположили, что недоношенные дети страдают от дискалькулии (неспособность к изучению арифметики).

«Неспособность к изучению математики, расстройство обучения математике, дискалькулия, безграмотность – определения этих терминов незначительно отличаются», – объясняет Jäkel, «но нет стандартизированных, согласованных диагностических критериев. Для того чтобы оценить конкретные недостатки в изучении математики, дети в Германии проходят ряд испытаний». 

Если их результаты опускаются ниже определенного порога, а их интеллектуальный коэффициент (IQ) находится в нормальном диапазоне, им ставят диагноз «расстройства обучения математике» или дискалькулия.

«Проблема с недоношенными детьми заключается в том, что они часто имеют когнитивные нарушения»,- указывает Jäkel. 

Было бы полезно, если бы результаты исследований, таких как развивающаяся психология, образовательное исследование и неонтология были объединены, потому что лечение новорожденных может оказать влияние на более позднее когнитивное развитие. 

Julia Jäkel использовала всестороннюю модель, чтобы проанализировать, до какой степени различные медицинские манипуляции оказывают влияние на когнитивное развитие новорожденного в 20 месяцев, способности внимания в шесть лет и способности к математике в восемь лет.

Результаты показали, что продолжительность искусственной вентиляции предсказывала познавательные способности в 20 месяцев. Оба фактора вместе предсказали регулирование внимания в шесть лет. И все это оказывало влияние на общие математические способности. Впоследствии она проанализировала данные еще раз с другой точки зрения, чтобы предсказать определенные навыки математики, которые были независимы от IQ ребенка.

«И слишком высокие и слишком низкие концентрации кислорода вредны для мозгового развития», – объясняет Julia Jäkel. 

Неонатологи часто сталкивается с большой проблемой определения правильной дозы для каждого младенца в зависимости от индивидуально изменяющихся ситуаций. Вот почему важно объединить психологические модели с исследованием интенсивной терапии новорожденных. Цель состоит в том, чтобы дать недоношенным детям шанс успешной учебы в школе, высокое качество жизни и социальной адаптации.

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ: 

Jaekel, Julia; Wolke, Dieter Preterm Birth and Dyscalculia // Journal of Pediatrics – vol. 164 (6) – p. 1327-1332