С помощью генной инженерии ученые разработали новый вид биологических кардиостимуляторов

В научном журнале Science Translational Medicine были опубликованы результаты 10-летнего исследования научно-исследовательской лаборатории, работавшей над созданием новых биологических методов лечения нарушений ритма сердца. Ежегодно только в Соединенных Штатах кардиостимуляторы используют более 300 000 пациентов.

«Мы создали первый в своем роде биологический кардиостимулятор, используя минимально инвазивные методы, и продемонстрировали, что этот биологический кардиостимулятор соответствует всем требованиям повседневной жизни»,- говорит доктор медицинских наук Eduardo Marbán, который возглавлял исследовательскую группу. – «Мы также смогли перепрограммировать живые сердечные клетки, чтобы они эффективно восстанавливали нормальный ритм».

Этот биологический кардиостимулятор можно будет использовать в тех случаях, когда невозможно использовать механические кардиостимуляторы.

Доктор медицинских наук Eugenio Cingolani заявил, что в будущем биологические кардиостимуляторы также смогут помочь детям, рожденным с врожденными пороками сердца.

«Младенцам, которые находятся в утробе матери, невозможно вживить кардиостимуляторы, но мы надеемся, что наше изобретение поможет медицинским работникам разработать новые методы лечения для детей с диагнозом полная атриовентрикулярная (АВ) блокада сердца», – утверждает Cingolani. – «Вполне возможно, что в один прекрасный день мы сможем спасти жизнь человеку путем инъекции определенных генов».

«Эта работа открывает новую эру генной терапии, в которой гены используются не только для коррекции расстройства или дефицита необходимых генов, но превращает один тип клеток в другой», – сказал соавтор исследования, Shlomo Melmed.

В данном исследовании лабораторным свиньям с полной АВ блокадой с помощью катетера вводили ген под названием TBX18. Уже на следующий день сердца животных сокращались активнее, и на протяжении 14 дней положительные тенденции сохранялись.

«Сначала мы думали, что биологические клетки, отвечающие за работу ритма, могут быть временной терапией для пациентов, которые не переносили механические кардиостимуляторы. Но наши результаты говорят за то, что с помощью новых исследований нам удастся разработать долгосрочные биологические кардиостимуляторы для коррекции ритма сердца у пациентов», – добавляет Marbán.

«Если будущие исследования пройдут успешно, то мы можем начать клинические испытания на людях в течении трех лет», – утверждают ученые.

Y.-F. Hu, J. F. Dawkins, H. C. Cho, E. Marban, E. Cingolani. Biological pacemaker created by minimally invasive somatic reprogramming in pigs with complete heart block // Science Translational Medicine – 2014 – Vol. 6 (245) – P.245ra94