Ученые научились «вырезать» генетический материал ВИЧ из генома человека

Как и другие ретровирусы, ВИЧ внедряет свой генетический материал в геном своего хозяина. В то время как антиретровирусная терапия эффективно подавляет активность ВИЧ, она не устраняет интегрированный вирус, который может затаиться в латентном состоянии и активироваться, когда лечение прекращается. В исследовании, опубликованном в журнале PNAS, исследователям удалось удалить ВИЧ из генома человека с помощью методики редактирования генома (точное «отрезание» генома).

Исследователи во главе с Kamel Khalili из университета Temple в Филадельфии, использовали систему редактирования генома – CRISPR/Cas9, чтобы вырезать ВИЧ из клеточных линий человека, в основном из микроглии и Т-клеток. Ученые нацеливались на оба (5 и 3) конца вируса, которые называются – длинные концевые повторы (LTRs), чтобы удалить геном вируса целиком.

«Мы были очень довольны результатами. Поскольку, эта система могла идентифицировать даже одну копию вируса внутри хромосомы (которая хорошо упакована в ДНК) и точно расщеплять этот регион», – сказал Khalili.  Также ученые показали, как данный метод удаляет не только одну копию генома, но и другие копии генома, скрывающиеся в другой хромосоме. «Часто клетки могут иметь несколько копий латентного ВИЧ, распределенных по различным хромосомам», – добавляет Khalili.

Кроме того, ученые утверждают, что метод генного редактирования также может предотвратить последующее ВИЧ инфицирование.

Одним из ограничений метода CRISPR/Cas9, является то, что он может разрушать не те области генома, тем самым промахиваться от поставленной цели. T.J. Cradick говорит, что необходим более тщательный анализ нежелательных явлений данного метода, чтобы не упускать из виду все последствия. Тем не менее, данный метод является очень перспективным для создания новых методов лечения ВИЧ.

Другая группа под руководством Koyanagi в настоящее время работает над другим подходом CRISPR, который активирует латентные формы ВИЧ и в дальнейшем устраняется с помощью антиретровирусной терапии.

W. Hu et al. RNA-directed gene editing specifically eradicates latent and prevents new HIV-1 infection // PNAS – 2014