Ученые разрабатывают новые методы лечения лейкоза

Лейкоз (или лейкемия) характеризуется накоплением опухолевых клеток, происходящих из незрелых клеток крови, в крови или в костном мозге. В настоящее время основным методом лечения лейкоза является химиотерапия, направленная на уничтожение опухолевых клеток. После высокодозной химиотерапии проводится трансплантация стволовых клеток для восполнения уровня здоровых клеток крови пациентов.

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Journal of Experimental Medicine, ученые во главе с доктором Lucia Mori и профессором Gennaro De Libero выявили новый класс липидов метил-лизофосфатидной кислоты (МЛФК), которые накапливаются в раковых клетках. На следующем этапе исследования команда определила группу иммунных клеток, описанных как МЛФК -специфические Т-клетки, которые способны распознавать МЛФК в лейкозных клетках. Обнаружение вызывает иммунный ответ, который активирует Т-клетки, чтобы убить лейкозные клетки и препятствует прогрессированию опухолевого процесса. Эффективность Т-клеток в уничтожении лейкозных клеток также была продемонстрирована в эксперименте на мышах, больных лейкозом.

До сих пор были известны только белки раковых клеток, которые активировали Т-клетки. Это исследование является первом шагом в изучении МЛФК, а также конкретных Т-клеток, которые могут определить липиды в раковых клетках. В отличие от белков, липиды в клетках рака у всех одинаковы. Этот новый режим распознавания раковых клеток свидетельствует о том, что Т-клетки потенциально могут быть использованы для иммунотерапии лейкоза, которая является эффективной у всех пациентов.

«Идентификация МЛФК и его роль в активации специфических Т-клеток является прорывом в онкологии. Т-клеточная иммунотерапия может служить в качестве дополнительного лечения для увеличения эффективности и безопасности терапевтического подхода» сказал д-р Lucia Mori.

Lepore, Marco; de Lalla, Claudia; Gundimeda, S. Ramanjaneyulu; Gsellinger, Heiko; Consonni, Michela et al. A novel self-lipid antigen targets human T cells against CD1c+ leukemias // J. Exp. Med. – 2014 – p. jem.20140410