Учёные обеспокоены: бессонница среди космонавтов может иметь опасные последствия!

В новом исследовании ученые провели мониторинг сна у космонавтов и обнаружили, что они страдают бессонницей несколько недель до и во время космического полета. Также ученые выяснили, что астронавты часто пользуются снотворными препаратами, чтобы заснуть в полёте.

В исследовании, результаты которого опубликованы в The Lancet Neurology, учёные, используя данные 64 астронавтов на 80 миссий “Шатлов”и 21 астронавта на борту Международной космической станции (МКС), зарегистрировали более 4000 ночей сна на Земле и 4200 ночей в пространстве. Это 10-летнее исследование является крупнейшей работой, изучающей сон во время космического полета. Учёные приходят к выводу о том, что для оптимизации производительности работы космонавтов на орбите необходимы более эффективные меры для обеспечения полноценного сна во время космического полета.

Несмотря на рекомендации американского космического агентства NASA, предписывающие 8,5 часов сна за ночь для членов экипажа в условиях космического полета, фактически продолжительность сна во время космического полета оказалась чуть менее шести (5,96) часов у членов экипажей “Шаттлов” и чуть более шести часов (6,09) у космонавтов с МКС. Бессонница начинает беспокоить астронавтов еще до старта — они спят на час-полтора меньше нормы. Однако после окончания миссии некоторое время практически все они отсыпаются, уделяя ночному отдыху достаточно времени.

Три четверти членов экипажей МКС признались, что принимают снотворные препараты во время полётов в течение на более чем половины (52 процентов) ночей в космическом пространстве.

На станции члены экипажа просыпаются по звуку аварийной сигнализации, и, если накануне человек принимал снотворное, то его действия по пробуждению в течение нескольких часов могут быть неточными и заторможенными из-за остаточного действия медикаментов. Да и, в конце концов, управление космическим судном противопоказано людям, принимающим те или иные седативные вещества. Регулярное использование таких препаратов членами экипажа, работающих космических суден вызывает особую озабоченность, учитывая предупреждение Федерального агентства по медикаментам (FDA) о том, что пациенты, использующие снотворное, должны воздерживаться от работы в опасных профессиях, требующих бдительности или точной координации движений. Это соображение особенно важно, так как все члены экипажа могут быть под влиянием снотворных одновременно.

Charles Czeisler, автор исследования, добавляет: «Если в будущем Земля станет отправлять своих детей на Луну и Марс, то инженерам придется здорово поработать над системами, которые бы обеспечили достаточный ночной сон у путешественников, дабы миссия не провалилась из-за одного неточного движения сонного космонавта. На сей счет у ученых имеется немало экспериментальных методов, которые следует тщательно перепроверить и испытать».

Laura K Barger, Erin E Flynn-Evans, Alan Kubey, Lorcan Walsh, Joseph M Ronda, Wei Wang, Kenneth P Wright, Charles A Czeisler. Prevalence of sleep deficiency and use of hypnotic drugs in astronauts before, during, and after spaceflight: an observational study // The Lancet Neurology – 2014