Учёные выявили механизм развития болезни Кеннеди

Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего определили механизм, посредством которого редкое наследственное нейродегенеративное заболевание вызывает паралич, мышечную слабость и снижение детородной функции у мужчин.

В статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, исследователи описали как мутация гена, давно признанного как причина развития болезни Кеннеди, которая ухудшает способность организма расщеплять, удалять и обрабатывать скопления «мусорных» белков, которые в противном случае могут накапливаться в нервной ткани, постепенно ослабляя их способность контролировать сокращение мышц. Этот механизм, называемый аутофагией, сродни системе переработки мусора и является единственным методом очищения организма от неработающих деформированных «мусорных» белков.

«С середины 1990-х годов мы знаем, что болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и болезнь Хантингтона вызываются накоплением нерабочих белков, которые должны были быть выведены из организма и переработаны. В новом исследовании мы изучаем механизм деградации организма, связанный с нарушением процесса аутофагии», – пишет автор исследования Альберт Ла Спада (Albert La Spada), профессор педиатрии, клеточной и молекулярной медицины и неврологии в Калифорнийском университете в Сан-Диего. «Наша работа в конечном счёте приведёт к более полному пониманию тяжёлых неврологических заболеваний и разработки методов их лечения».

Из 400-500 пациентов в США с болезнью Кеннеди около 15-20% доживают свои годы в инвалидной коляске. Болезнь Кеннеди, называемая также спинальной мышечной атрофией, является следствием мутации гена в Х-хромосоме и наследуется по материнской линии, подобно гемофилии. Сами матери и дочери не страдают от заболевания, поскольку имеют две копии Х-хромосомы. Болеют мальчики. То есть болезнь передаётся от деда к внуку (через дочерей).

Генетическая аномалия заставляет организм мужчины производить мутантный андрогеновый рецептор, который ухудшает чувствительность организма к мужским половым гормонам, что часто приводит к атрофии яичек и росту груди.

В экспериментах с мышами учёные обнаружили, что мутантный андрогеновый рецептор кроме нарушения мужской репродуктивной биологии также дезактивирует белок под названием фактор транскрипции EB (TFEB), который считается главным регулятором аутофагии в нейронах и других типах клеток. В частности, мутантный андрогеновый рецептор при болезни Кеннеди связывается с белком TFEB и блокирует его способность удалять неработающие «мусорные» белки.

Ла Спада и его коллеги утверждают, что в будущем необходимо найти метод поддержания белков TFEB в активном состоянии, и тогда можно будет лечить многие наследственные и приобретённые нейродегенеративные заболевания.

Constanza J Cortes, Helen C Miranda, Harald Frankowski, Yakup Batlevi, Jessica E Young, Amy Le, Nishi Ivanov, Bryce L Sopher, Cassiano Carromeu, Alysson R Muotri, Gwenn A Garden, Albert R La Spada. Polyglutamine-expanded androgen receptor interferes with TFEB to elicit autophagy defects in SBMA // Nature Neuroscience – 2014