Воспалительная реакция организма позволяет ВИЧ инфекции прятаться в кишечнике

Во время появления вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) в организме, цитокин IL-1β способствует расщеплению эпителия кишечника, который обеспечивает барьер для защиты организма от патогенов. Важно, что этот процесс происходит до широкого распространения вирусной инфекции и гибели иммунных клеток. Но с другой стороны, бактерия «Lactobacillus Plantarum» помогает смягчить вирус индуцированную воспалительную реакцию и защищает кишечный эпителиальный барьер. Исследование было опубликовано в журнале PLoS патогенов.

Одно из самых больших препятствий для восстановления иммунной системы – это невозможность полной эрадикации вируса из кишечника. Существует очень мало информации о том, как вирус внедряется и обитает внутри кишечника.

«Мы хотели понять, как вирус вторгается внутрь кишечника и с помощью каких процессов вирус убивает иммунные клетки. Нам удалось обнаружить, что клетки Панета (Paneth cells) приводят к раннему воспалению стенок кишечника и вызывают повреждения тканей, тем самым способствуют распространению вирусной инфекции. Эти клетки должны быть новой целью и новым биомаркером для предотвращения распространения вирусной инфекции», – считает ведущий автор исследования, Satya Dandekar.

Вследствие воспалительных реакций организма на вирус, цитокин IL-1β снижал производство плотно соединенных белков, которые имеют решающее значение для установления кишечного барьера, что в дальнейшем приводило к разрушению барьера.

Также исследователи обнаружили, что воспалительный ответ путем производства IL-1β был начат в клетках Панета, которые, как известно, защищают кишечные стволовые клетки, предназначенные для восстановления эпителиального слоя.

«Эпителий больше, чем физический барьер. Он поддерживает иммунные клетки в их защите против вирусов и бактерий», – сказал автор исследования Lauren Hirao.

Ученые обнаружили, что добавление определенного пробиотического штамма, Lactobacillus Plantarum, приводило к прекращению быстрого снижения IL-1β, прекращалось воспаление, и ускорялся восстановительный процесс в течение нескольких часов.

«Определение участников иммунной реакции будет иметь важное значение для разработки новых методов лечения ВИЧ инфекции», – добавил Hirao.

Lauren A. Hirao, Irina Grishina, Olivier Bourry, William K. Hu, Monsicha Somrit, Sumathi Sankaran-Walters, Chris A. Gaulke, Anne N. Fenton, Jay A. Li, Robert W. Crawford, Frank Chuang, Ross Tarara, Maria L. Marco, Andreas J. Bäumler, Holland Cheng, Satya Dandekar. Early Mucosal Sensing of SIV Infection by Paneth Cells Induces IL-1β Production and Initiates Gut Epithelial Disruption.//  PLoS Pathogens – 2014 – 10 (8)