Ученые поняли патогенез шизофрении

шизофрения
Ученые поняли патогенез шизофрении

Люди с шизофренией теряют способность интерпретировать реальность в обычных условиях. Как правило, симптомами шизофрении являются галлюцинации, бред, хаотичное мышление, нарушение поведения. В своем новом исследовании ученые объясняют причину данного заболевания тремя, казалось не связанными с собой гипотезами, основанными на нарушении головного мозга. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature.

Шизофрения, как правило, имеет семейный характер, но генетика данного заболевания загадочна. В предыдущих исследованиях ученые обнаружили, что в данном состоянии задействованы сотни генных мутации, которые способствуют риску развития данного заболевания. Скотт Содерлинг (Scott Soderling) решили изучить только один ген: Arp2 / 3, регулирующий образование синапсов — коммуникационных связей между нервными клетками головного мозга. Необходимо отметить, что Arp2 / 3 связан с несколькими психиатрическими заболеваниями. В своем исследовании ученые удалили данный ген у мышей и решили посмотреть, как это отобразится на их психическом здоровье.

При удалении из нейронов головного мозга Arp2 / 3 у мышей авторы исследования изучили, как ведут себя грызуны. Поведение мышей было схоже с поведением больных шизофренией, кроме этого наблюдалось прогрессирование данного состояния.

Исходя из этого, ученые выдвинули три несвязанные друг с другом теории возникновения шизофрении.

Первая теория — уменьшение дендритных шипиков, данная теория основана на том, что наблюдается уменьшение дендритных шипиков (мембранный вырост на поверхности дендрита, который способен образовать синаптическое соединение) в лобном отделе головного мозга у пациентов с шизофренией. У мышей, лишенных гена Arp2 / 3, морфологически подтвердилось уменьшение дендритных шипиков.

Вторая теория — гиперактивность нейронов в лобной области головного мозга (специфическая область, отвечающая за принятие решений). Данная гиперактивность также была обнаружена у мышей, лишенных гена Arp2 / 3. Однако, ученые были озадачены тем, как уменьшение количества дендритных шипиков может приводить к гиперактивности нейронов. Изучая этот феномен, авторы исследования обнаружили, что нейроны образуют связи в обход дендритных шипиков, что приводит к повышению их активности.

Третья гипотеза — допаминовая. У пациентов с шизофренией отмечается повышение уровня допамина – химическое вещество, которое может вызывать симптомы шизофрении. Нейролептики могут приносить пользу людям страдающих шизофренией, так как блокируют допамин в головном мозге и приводят к двигательным возбуждениям — симптом шизофрении.

У мышей, лишенных Arp2 / 3, наблюдалось увеличение уровня допамина в головном мозге. Ученые обнаружили, что гиперактивные нейроны стимулируют клетки, продуцирующие допамин.

В общей сложности, результаты показывают, что три отдельные гипотезы на молекулярном уровне могут привести к психическому расстройству.

«Когда мы наконец поняли, что три несвязанных между собой состояния (уменьшение дендритных шипиков, гиперактивность нейронов и увеличение уровня допамина) на самом деле взаимосвязаны друг с другом, что удивило и заинтересовало нас», — говорит автор исследования Скотт Содерлинг.

Ученые надеются, что результаты их исследования помогут в разработке новых методов лечения шизофрении.

Kim, Il Hwan; Rossi, Mark A; Aryal, Dipendra K; Racz, Bence; Kim, Namsoo et al. (2015) Spine pruning drives antipsychotic-sensitive locomotion via circuit control of striatal dopamine //  Nature– vol. 18 (6) – p. 883-891