Ученые надеются победить грипп без вакцинации

грипп, вакцинация
Ученые надеются победить грипп без вакцинации. Фото: Flickr

Авторы нового исследования обнаружили новый метод профилактики гриппа без участия вакцин или интерферона. Результаты исследования на клетках мышей и человека говорят о том, что можно разработать альтернативный метод облегчения ОРВИ или даже его предотвращения. Результаты исследования опубликованы в научной статье PLOS Pathogens.

«Вакцину против гриппа приходится ежегодно менять, так как постоянно происходит мутация вируса. Мы хотим обратиться к более фундаментальным процессам, которые не специфичны относительно штаммов вируса», – говорит автор исследования Джейкоб Юнт (Jacob Yount).

На сегодняшний день ученые проводят эксперименты на мышах. Клинические испытания на людях возможны лишь через несколько лет. Цель научной работы заключается в разработке безвакцинного метода профилактики гриппа.

Данный способ заключается в увеличении концентрации интерферон-индуцируемого трансмембранного белка-3(IFITM3), эффективного в борьбе со всеми известными штаммами вируса гриппа. Самое главное в данном исследовании, что уровень IFIТM3 необходимо увеличить до контакта с вирусом. В естественной среде IFITM3 начинается вырабатываться в больших количествах только когда вирус гриппа уже проник в организм человека, тем самым он снижает тяжесть протекания ОРВИ. Белок выявляет вирус и не дает ему размножаться, соответственно, если поднять его уровень заранее – человек не заболеет.

Все клетки организма имеют небольшое количество IFITM3. При попадании вируса в организм происходит ускорение продукции интерферона, поддерживающего выработку IFITM3, подавая сигналы ферменту, который утилизирует данный белок не включаться, и тем самым давая возможность бороться с вирусом. Данный фермент получил название NEDD4, именно его изучают ученые. При его подавлении в клетках легких человека и мышей происходит накопление белка IFITM3, это в свою очередь увеличивает сопротивляемость организма. Необходимо отметить, что при этом интерферон не участвует в процессе сопротивления.

«Уровень белка IFITM3 в спокойном состоянии достаточен для подавления вируса, если вы избавляетесь от фермента NEDD4», ­– говорит Юнт.

Основной проблемой остается то, что автор исследования еще пока не знают как блокировать фермент NEDD4, так как ученые знают, что он необходим для эмбрионального развития и без него грызуны не доживают до родов. Тем не менее у взрослых его отсутствие не представляет угрозы здоровью, в связи с этим ученые тестирует методы подавления ферментов NEDD4 у взрослых мышей.

Chesarino, Nicholas M.;  McMichael, Temet M.;  Yount, Jacob S. (2015) E3 Ubiquitin Ligase NEDD4 Promotes Influenza Virus Infection by Decreasing Levels of the Antiviral Protein IFITM3 // PLOS Pathog – vol. 11 (8) – p. e1005095