Ген, связанный с аутизмом, снижает активность серотонина, замедляя перистальтику кишечника

Авторы исследования из Медицинского Центра Колумбийского Университета (Columbia University Medical Center) нашли доказательства того, что при некоторых типах аутизма проблемы с желудочно-кишечным трактом возникают в результате одних и тех же генетических изменений, которые приводят к поведенческим и социальным изменениям. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Journal of Clinical Investigation.

Journal of Clinical Investigation, аутизм, перильстатика
(с) Getty Images

Дети с расстройствами аутистического спектра в четыре раза чаще страдают от проблем с желудочно-кишечным трактом, по сравнению с другими детьми. Для решения данных проблем у детей с аутизмом ограничивают рацион питания.

«Желудочно-кишечные проблемы были признаны как обычное состояние людей, страдающих аутизмом, но не было никаких признаков того, что они были непосредственно связаны друг с другом», – заявляет автор исследования Кара Гросс Марголис (Kara Gross Margolis).

Авторы других исследований связывали некоторые типы аутизма с генетической мутацией, которая ингибирует активность серотониновых рецепторов. Серотонин – это химическое вещество, которое передает сигналы от одного нейрона головного мозга к другому. Однако, в головном мозге содержится только 5% от общего количества серотонина, остальное количество участвует в работе желудочного кишечного тракта. Таким образом, генетические мутации, которые влияют на активность серотонина, будут влиять как на кишечник, так и на головной мозг.

«Так как серотонин играет важную роль в желудочно-кишечном тракте, а также в головном мозге, мы хотели увидеть, есть ли прямая связь между этими генами и нарушением функции ЖКТ» , – говорит доктор Марголис.

Ученые изучили развитие желудочно-кишечного тракта на мышиной модели, у которой была искусственно выполнена мутация, которую часто обнаруживают у некоторых пациентов с аутизмом. Данная мутация уменьшает активность серотонина за счет увеличения активности транспортера, осуществляющего обратный захват серотонина (SЕRТ), который переносит серотонин обратно в нейрон после выпуска в синапсы.

Ранее ученые показали, что у мышей с мутацией в гене SERT наблюдается похожая симптоматика, как и у детей с аутизмом. В частности, мыши выполняли повторяющиеся действия и избегали контакта с другими мышами.

В новом исследовании ученые обнаружил, что эти мыши имеют меньшее количество нейронов, находящихся в кишечнике, чем обычно, что приводило к снижению перильстатики (волнообразное сокращение стенок желудочно-кишечного тракта, способствующее продвижению его содержимого к выходным отверстиям) и, как следствие, к  запору. Изменения наблюдались у молодых мышей и сохранялись до зрелого возраста.

“Наше исследование является одним из первых, предполагающим, что проблемы с ЖКТ и неврологические аспекты аутизма в некоторых случаях могут вытекать из одной общей аномалии”, – говорит Марголис. “Это доказывает то, что желудочно-кишечные проблемы могут быть врожденными особенностями аутизма, по крайней мере, для некоторых пациентов», – утверждают авторы исследования.

Научная работа также показала, что желудочно-кишечные проблемы у мышей, вызванные мутацией в гене SERT, можно было бы предотвратить, если бы во время беременности их матери получали Прукалоприд – это серотонинергическое средство, стимулирующее развитие нервных клеток.

Авторы другого исследования заявляют, что сканирование головного мозга может помочь обнаружить аутизм.

DeCarlo D. K. et al. ADHD and Vision Problems in the National Survey of Children’s Health //Optometry & Vision Science. – 2016. – Т. 93. – №. 5. – С. 459-465.

Journal of Clinical Investigation, аутизм, перильстатика