Ученые проводят исследования вакцины от болезни Альцгеймера

Вакцина для лечения болезни Альцгеймера может быть опробована на людях в течение ближайших 3-5 лет.

Соавтор исследования профессор Николай Петровский (Nikolai Petrovsky) из Австралии показывает, как комбинированная вакцина помогает вырабатывать  антитела, влияющие на бета-амилоид и тау-белки в головном мозге, которые считаются признаками болезни Альцгеймера.

болезнь Альцгеймера, Scientific Reports
(c) Flickr/NIAID

Бета-амилоид накапливается в головном мозге людей с болезнью Альцгеймера, образуя бляшки, в то время как тау-белок образует клубки. Бляшки и клубки нарушают передачу сигналов между нервными клетками и способствуют гибели нервных клеток.

“Белки похожи на автомобили на дороге”, – объяснил профессор Петровский. “Вы должны удалить их из головного мозга, в противном случае, если автомобиль сломался в дороге, вы не сможете ехать дальше”.

В журнале Scientific Reports ученые описывают, что вакцина является безопасной и эффективной для мышей с болезнью Альцгеймера. Вакцина повышает ответ антител к белкам Альцгеймера.

Исследователи потратили десятилетия на профилактику и лечение болезни Альцгеймера, но успех был незначительным.

С 2002 по 2012 год было проведено 413 клинических испытаний по всему миру, которые оценивали эффективность и безопасность 244 соединений от болезни Альцгеймера. Но только один новый препарат имел показатель успеха 0,4% – и этот препарат вызывает лишь кратковременное облегчение симптомов болезни Альцгеймера.

“Исключительная” вакцина строится на платформе вакцин MultiTEP и Advax. Ученые объясняют, что MultiTEP производит антитела в ответ на бета-амилоиды и тау-белки либо самостоятельно, либо в сочетании, в то время как Advax дополнительно повышает ответ антител.

В своем исследовании ученые обнаружили, что препарат эффективен и хорошо переносится мышами с болезнью Альцгеймера без каких-либо побочных реакций.

“Это исследование показывает, что мы можем вакцинировать пациентов на ранних стадиях болезни Альцгеймера с помощью нашей вакцины”, – говорит профессор Майкл Агаджиянян (Michael Agadjanyan) из Института молекулярной медицины в Калифорнии.

Авторы другого исследования заявили, что в ближайшее время болезнь Альцгеймера будут диагностировать на ранних стадиях.

Davtyan H. et al. Alzheimer’s disease AdvaxCpG-adjuvanted MultiTEP-based dual and single vaccines induce high-titer antibodies against various forms of tau and Aβ pathological molecules //Scientific Reports. – 2016. – Т. 6.

болезнь Альцгеймера, Scientific Reports