Ученые обнаружили новый механизм, который способствует распространению раковых клеток

В новом исследовании, опубликованном в журнале Cell Biology, ученые обнаружили белок, который может активировать процесс метастазирования  раковых клеток.

В детстве наши тела не перестают расти, что приводит к миграции определенных видов клеток, но с увеличением возраста этот процесс в значительной степени замедляется. Тем не менее, раковые клетки имеют гораздо большую способность к миграции, чем нормальные клетки  даже в старшем возрасте. Способность миграции раковых клеток приводит к метастазированию опухоли в другие части тела, которое в 90% случаев заканчивается смертельным исходом.

В новом исследовании ученые из университета Макгилла в Монреале  сосредоточили свое внимание на изучении белка  DENND2B, который играет важную роль в миграции здоровых клеток.

Ведущий автор исследования Питер Макферсон (Peter McPherson) и профессор Джеймс Макгилл (James McGill) говорят, что белок DENND2B активирует внутри клеток белок Rab13, который способствует миграции клеток организма. До сих пор не кому не было известно, каким способ Rab13 активируется, чтобы способствовать процессу миграции нормальных клеток.

Команда обнаружила, что во многих видах рака, особенно в эпителиальных злокачественных опухолях, которые часто дают метастазы в головной мозг, степень экспрессии Rab13 необычайно высока. Эпителиальные ткани распространены в тканях кожи, грудной и брюшной полости. Эпителиальный рак – известный как карцинома – возникает в клетках эпителиальной ткани и составляет большинство раковых заболеваний, включая рак молочной железы, простаты, легких, толстой кишки, яичников и рак мочевого пузыря. Он отличается от других видов рака, таких как рак крови и лимфатической системы (известный как лейкозы и лимфомы) и раковых заболеваний, которые возникают в соединительных тканях (известных как саркомы).

Внутри раковых клеток белок DENND2B также активизирует Rab13 как и в здоровых клетках организма. Ученые уверены, что этот процесс очень важен в миграции раковых клеток.

В другой части исследования ученые вводили агрессивные раковые клетки человека двум группам мышей. У одной группы мышей были клетки с высоким уровнем белка Rab13, а вторая группа с помощью генной инженерии была изменена таким образом, чтобы в них ген Rab13 практически отсутствовал.

Когда авторы исследования проанализировали результаты, профессор Мак-Ферсон заявил: «В случае с клетками с пониженным содержанием Rab13 рак либо не растет вообще, либо формирует опухоль меньшего размера. Кроме того, меньшая опухоль не метастизирует в другие ткани».

Ученые отмечают, что их исследование впервые выявило взаимосвязь белка Rab13 и рака, также полученные ими результаты вызовут большой интерес в контексте воздействия  на белок Rab13 при лечении рака.

Тем не менее, надо пройти еще долгий путь, прежде чем приступить к клиническим испытаниям.

Ioannou, Maria S.; Bell, Emily S.; Girard, Martine; Chaineau, Mathilde; Hamlin, Jason N.R. et al. (2015) DENND2B activates Rab13 at the leading edge of migrating cells and promotes metastatic behavior // J. Cell Biol. – vol. 208 (5) – p. 629-648