Ученые определили нейронный механизм, который отвечает за хронические боли

хроническая боль

В новом исследовании, опубликованном в журнале Neuron, ученые из Университета Берна в Швейцарии определили механизм в головном мозге, который несет ответственность за хроническую боль. Исследователи надеются, что их открытие приведет к новым методам лечения хронической боли.

«Постоянная боль существенно влияет на качество жизни пациентов и представляет экстраординарную эмоциональную нагрузку», — говорит ведущий автор Томас Невьян (Thomas Nevian).

Он объясняет, что, несмотря на хроническую боль, от которой страдают миллионы людей, соответствующего лечения во многих случаях нет.

Исследователи провели идентификацию клеточного механизма в области мозга, который обычно связывают с эмоциональными аспектами боли. У мышей нейроны в этой области под воздействием хронической боли изменяются и создают «память боли».

«Нейроны постоянно активируют болевые раздражители», — объясняет Невьян, «таким образом, след «памяти боли» становится необратимым. Наша идея заключалась в том, чтобы понять этот механизм и получить новые потенциальные стратегии лечения».

Боль воспринимается в виде электрических импульсов в нейронах, исследователи искали электрические колебания между нейронами в лимбической системе. Они нашли такие изменения – в поясной извилине. Ученые считают, что нейроны здесь более возбудимы из-за отрицательной регуляции ионного канала, который вместо регулирования электрических свойств клеток приводит к увеличению нервных импульсов в этих клетках. Увеличение нервных импульсов воспринимается мозгом как боль.

Далее исследователи пытались восстановить функцию ионного канала. Им удалось это сделать с помощью активации рецептора, чувствительного к серотонину.

Невьян объясняет роль серотонина в реактивации ионного канала: «Было известно, что серотонин может модулировать восприятие боли и функции некоторых препаратов. Теперь мы смогли идентифицировать конкретный подтип рецептора серотонина, снижающий восприятие боли. Это важный результат, который поможет в будущем лечить хроническую боль».

Полученные результаты указывают на механизм, который объясняет, как работают трициклические антидепрессанты. Ранее предполагалось, что они действуют на спинной мозг, но данное исследование показывает, что они действуют непосредственно на восприятие боли в головном мозге.

Невьян говорит, что хотя сделан важный шаг в этом исследовании, необходимо время, прежде чем разработать новые препараты на основе этих результатов.

Santello, Mirko; Nevian, Thomas (2015) Dysfunction of Cortical Dendritic Integration in Neuropathic Pain Reversed by Serotoninergic Neuromodulation // Neuron