Ученые разработали новый способ диагностики малярии

Группа ученых из Сингапура разработала новый способ использования магнитно-резонансной релаксометрии (МРТ), близкого родственника магнитно-резонансной томографии (МРТ), для обнаружения малярийных паразитов в крови инфицированных пациентов.

«Эта техника может предложить более надежный способ обнаружения малярии», – говорит профессор Jongyoon Han.

Возбудитель малярии заражает эритроциты и питается находящимся в этих клетках гемоглобином. Гемоглобин, как известно, содержит железо, которое высвобождается после того, как плазмодии разрушают молекулу белка. Однако само по себе железо токсично, и, чтобы не отравиться, паразит заключает его в кристаллические зёрна гемозоина, или малярийного пигмента.

У гемозоина есть слабые парамагнитические свойства, то есть он может намагничиваться во внешнем магнитном поле, и таким образом сам становиться источником поля. При магнитно-резонансных исследованиях внешнее поле настраивает под себя ядерные спины атомов водорода, и, если поле изменится, то вместе с ним синхронно изменятся и водородные спины. Но, если рядом есть частица с собственными магнитными свойствами – как гемозоин – то она искажает водородную структуру. И чем больше будет магнитных частиц, тем сильнее нарушится синхронизация атомов водорода с внешним магнитным полем.

В этом исследовании ученые использовали магнит в 0,5-тесла, он гораздо дешевле и мощнее, чем 2-х или 3-тесловые магниты, которые обычно используются для МРТ диагностики и стоят до 2 миллионов долларов. Команда также работает над портативной версией данного аппарата.

После взятия пробы крови анализ образцов занимает меньше минуты. С помощью прокола пальца берется около 10 микролитров крови, это делает процедуру минимально инвазивной, по сравнению с забором крови из вены.

Наконец, еще один плюс данного метода – его дешевизна, один диагностический тест обходится примерно в 10 центов.

Кристаллы гемозоина производятся на всех четырех этапах развития малярийной инфекции, в том числе на ранних стадиях. Кроме того, с помощью гемозоина можно выявить, насколько серьезно заражение, или же как болезнь реагирует на лечение.

В данной работе исследователи показали, что они могут обнаружить малярийный плазмодий в клетках крови, выращенных в лабораторных условиях. Они также обнаружили паразитов в эритроцитах мышей, инфицированных Plasmodыium Berghei.

Исследователи продолжают эту работу, чтобы сделать новую технологию более доступной по цене. Команда также работает над созданием источника энергопитания, получаемого от солнечного света.

Peng, Weng Kung; Kong, Tian Fook; Ng, Chee Sheng; Chen, Lan; Huang, Yongxue et al. (2014) Micromagnetic resonance relaxometry for rapid label-free malaria diagnosis // Nature Publishing Group, a division of Macmillan Publishers Limited.