Природа или воспитание? Всё зависит от настроя!

«Никто не знает наверняка почему, но если говорить людям о том, что упорный труд важнее природных способностей, это приводит к мгновенным изменениям в сознании и мотивирует к достижению успеха», – говорится в новом исследовании, проведённом учёными в Университете штата Мичиган.

Полученные данные свидетельствуют о том, что человеческий мозг является более восприимчивым к сообщениям, утверждающим, что интеллект зависит от окружающей среды, независимо от того, является ли это правдой. 

«И это простое сообщение, – считает ведущий исследователь Ганс Шредер,- в конечном итоге может заставить нас работать больше».

«Если давать людям сообщения, которые поощряют обучение и мотивируют, это может способствовать более эффективной работе, – пишет Шредер, докторант в области клинической психологии, работа которого финансируется Национальным научным фондом. – В отличие от этого, говоря людям, что интеллект является генетически обусловленным, можно непреднамеренно препятствовать обучению».

 В прошлых исследованиях, проведённых в Стэндфордском университете психологом Кэрол Двик, студентов, выполняющих задачи, либо хвалили за их интеллект («Ты такой умный!») или за их усилия («Вы очень усердно работали!») после правильных ответов. Когда задачи становились сложнее, студенты из первой группы ошибались чаще по сравнению с группой, которые слышали, что их усилия очень важны. 

Исследование предлагает то, что может стать первым физиологическим свидетельством в пользу этих выводов о положительном ответе мозга. 

«Эти незначительные, с первого взгляда, сообщения очевидно имеют большое значение, и теперь мы можем видеть, что они имеют непосредственное влияние на то, как мозг обрабатывает информацию о производительности»,- пишет Шредер. Для исследования две группы участников читали разные статьи. В одной из статей сообщалось, что интеллект является в значительной степени генетически обусловленным, а в другой было сказано, что успехи да Винчи и Эйнштейна были «вероятно, связаны с внешними факторами. Их гений имел мало общего с генетическими структурами».

Перед участниками стояла задача запомнить основные моменты статьи и завершить несложное задание, в то время как их мозговая активность фиксировалась. 

Учёные пришли к следующим выводам. Группа, читавшая статью о генетической обусловленности уровня интеллекта, уделила больше внимания  в своих ответах, как если бы они были более обеспокоены. Это дополнительное внимание, однако, не повысило производительность в испытаниях после совершения ошибок. 

В отличие от них, те, кто читал, что интеллект формируется под влиянием сложной обстановки, показали более эффективную реакцию мозга после того как они делали ошибки, возможно, потому что они считали, что раз за разом они совершенствуют свои способности. Чем больше внимания эти участники уделили ошибкам, тем быстрее они выполняли следующие задания.

Авторы исследование отмечают, что эта работа не ставит точку в вековой дискуссии о «природе против воспитания». Скорее, она исследует влияние на способности людей различных мотиваций. Правильно ли, что преподаватель утешает студента: «Все в порядке, не каждый может быть математическим гением», а спортивный ведущий, комментируя мастерство игрока, говорит: «Ничего себе, прирождённый нападающий!». Эти сообщения, как полагают исследователи, вносят свой вклад в отношение к их интеллекту и способностям.

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:

Schroder, Hans S.; Moran, Tim P.; Donnellan, M. Brent; Moser, Jason S. (2014) Mindset induction effects on cognitive control: A neurobehavioral investigation // Biological Psychology – vol. 103 – p. 27-37