При ВИЧ увеличивается проницаемость эпителия кишечника

ВИЧ больше не является фатальной проблемой, благодаря новым лекарственным препаратам, ингибирующим ретровирусы. Однако, остается много вопросов, связанных с вирусными осложнениями. Ученые из университета Case Western Reserve решили изучить влияние вируса на кишечник. Продукты жизнедеятельности бактерий (триггеры воспаления) просачиваются из толстой кишки и распространяются по всему организму, это может быть причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний, нейродегенеративных нарушений, хронической почечной недостаточности, метаболических изменений и рака. Результаты исследования были опубликованы в журнале PLoS Pathogens.

«В просвете толстого кишечника находится самое большое количество бактерий и отходы этих бактерий часто становятся причиной развития различных заболеваний. Иммунная система реагирует на продукты жизнедеятельности бактерий и активирует воспалительные процессы по всему организму, которые продолжаются очень долго», – говорит автор исследования, профессор Alan D. Levine.

Бактерии могут вызвать серьезные заболевания, но продукты жизнедеятельности бактерий и остатки мертвых бактерий безвредны. Тем не менее, иммунная система не может отличить живые бактерии от бактериальных продуктов. Поэтому иммунная система сразу же активируется, когда бактериальные продукты поступают в кровоток. ВИЧ-инфекция уменьшает плотные соединения стенок толстой кишки и обеспечивает прохождение продуктов жизнедеятельности бактерий в организм человека.

Исследователи обнаружили, что не смотря на эффективную противовирусную терапию, у больных с ВИЧ выявлялись нарушения в стенках кишечника. В исследовании были проанализированы материалы биопсии больных с низкой вирулентностью вируса. Биопсия была получена с помощью обычной колоноскопии. Во время процедуры биопсии были собраны материалы из трех мест в кишечнике: в конце тонкой кишки (подвздошной кишке), в начале и в средних частях толстой кишки, и в конце толстой кишки (нисходящая кишка).

«Мы обнаружили, что самые слабые соединения в стенках кишечника (под воздействием ВИЧ) находятся именно там, где кишечные бактерии были очень распространены. Также мы сопоставили снижение плотности соединений в стенках кишечника с повышением воспалительных процессов», – утверждает Levine.

Исследователи обнаружили, что количество клеток и их плотность не изменяются, то есть утечка бактериальных продуктов не связана с клеточной гибелью или выраженными изменениями в структуре тканей или поверхности эпителия. Тем не менее, было снижено количество РНК и белков, которые способствуют организации плотных контактов в стенках толстой кишки.

«Снижение плотных контактов было связано с повышенной микробной транслокацией и более высоким уровнем воспалительных процессов по всему организму. Эти выводы доказывают, что дефекты в стенках кишечника позволяют бактериальным продуктам просачиваться в организм и являются вероятным источником активации воспалительных процессов. Особенно это заметно у ВИЧ-инфицированных больных», – сказал Levine.

«Тем не менее, еще должны быть решены некоторые вопросы. Какие изменения в эпителиальных клетках приводят к ослаблению плотных связей стенок кишечника? Связаны ли ослабления в плотных связях с вирулентностью ВИЧ или это связано с антиретровирусными препаратами? Нам понадобятся дополнительные исследования, чтобы ответить на эти вопросы», – добавляют ученые.

Chung, Charlotte Y.; Alden, Stephanie L.; Funderburg, Nicholas T.; Fu, Pingfu; Levine, Alan D. (2014) Progressive Proximal-to-Distal Reduction in Expression of the Tight Junction Complex in Colonic Epithelium of Virally-Suppressed HIV+ Individuals // PLoS Pathogens – vol. 10 (6) – p. 18