Ученные нашли новый онкоген, ответственный за развитие рака кожи

Исследователи из Стэндфордского университета утверждают, что генетические мутации под воздействием ультрафиолетового света приводят к развитию рака кожи у людей.

Мутация происходит в гене под названием KNSTRN, который участвует в процессе клеточного деления. Гены, ответственные за развития рака называться – онкогенами. До этого дня ген KNSTRN не рассматривался как онкоген для человека, однако исследования показывают, что он является одним из наиболее часто мутирующих онкогенов в организме человека.

«Ранее неизвестный онкоген активируется с помощью солнечного света и может стать причиной развития плоскоклеточного рака кожи», – говорит ведущий автор исследования, профессор Paul Khavari.

Плоскоклеточный рак кожи является вторым по распространенности видом рака у людей. Ежегодно диагностируются более 1 миллиона новых случаев в мире. Исследователи обнаружили, что мутации в гене KNSTRN, в 20 % случаях приводит к развитию плоскоклеточного рака кожи и в 5% случаях к развитию меланомы. Мутации в гене KNSTRN были вызваны заменой одного нуклеотида (цитозина) в определенном участке ДНК. Результаты были опубликованы в научной статье журнале Nature Genetics

Ученые сравнили последовательности генов в опухолевых клетках и здоровых клетках кожи и занялись поиском мутаций, которые имели место только в опухолях. Они обнаружили 336 генов для дальнейшего изучения, в том числе некоторых знакомых «виновников». Два наиболее часто мутировавших гена, CDKN2A и TP53, уже были известны своей связью с плоскоклеточным раком. Но открытие онкогена KNSTRN было неожиданностью.

Кроме того, избыточная экспрессия мутантного гена KNSTRN в клетках кожи человека нарушает способность деления ДНК во время процесса деления клеток.

«По сути, мутация гена, опосредованная ультрафиолетом способствует анеуплоидии и последующим развитием канцерогенеза. Крайне важно, чтобы люди защищали кожу от солнечных лучей», – утверждает Khavari.

Идентификация нового онкогена позволит исследователям лучше понять, как развивается плоскоклеточный рак кожи и разработать новые методы лечения против этого заболевания.

Lee C. S. et al. Recurrent point mutations in the kinetochore gene KNSTRN in cutaneous squamous cell carcinoma //Nature genetics. – 2014. – Т. 46. – №. 10. – С. 1060-1062.