Новый взгляд ученых на эволюцию позвоночника человека

Мысли о генеалогическом дереве не могут иметь наивысший приоритет в сознании человека, который страдает грыжей межпозвоночного диска. Однако, межпозвоночные диски открывают окно в прошлое эволюции человека. Они являются рудиментами первых позвоночных, чье происхождение намного старше, чем было принято считать.

Ученые из лаборатории молекулярной биологии (EMBL) в Гейдельберге (Германия) обнаружили, что скелет, скорее всего, начал эволюционировать от мышц.

Человек относится к группе животных, называемых хордовые, чьей отличительной чертой является стержень из хрящевой ткани, которая проходит продольно вдоль середины тела, где располагается спинной мозг. Эта структура, называемая хорда, был первым позвоночником. Она присутствует в человеческих эмбрионах. Так как морские звезды, морские ежи и другие животные не имеют такой структуры, ученые предполагали, что хорда возникла относительно недавно.

Antonella Lauri и Thibaut Brunet выявили генетические маркеры хорды (сочетание генов, которые образуют здоровую хорду). Когда они обнаружили, что у личинки морского червя Platynereis есть группа клеток с такой же генетикой, ученые объединились с группой Philipp Keller и изучили, как клетки личинок развивались. Ученые обнаружили, что клетки образуют мышцу, которая проходит вдоль средней линии, именно там, где проходит хорда. Исследователи назвали эту мышцу axochord, так как она проходит вдоль оси червя. Сочетание экспериментальной работы и научной литературы показало, что у большинства групп животных, которые находятся между Platynereis и хордовыми также есть похожие мышечные структуры.

Ученые считают, что такая структура, вероятно, впервые появилась у древнего предка, прежде чем разные группы животных разошлись по отдельным эволюционным путям. Такой сценарий мог бы также объяснить, почему Lancelet amphioxus – это примитивные хордовые, имеющие хорду с хрящами и мышцами. Переход от мышц к хрящам мог появиться, потому что центральный стержень более эффективен для плавания.

Lauri, Antonella; Brunet, Thibaut; Handberg-Thorsager, Mette; Fischer, Antje H.L.; Simakov, Oleg et al. (2014) Development of the annelid axochord: Insights into notochord evolution // Science – vol. 345 (6202) – p. 1365-1368