Российские ученые разработали новый препарат для растворения тромбов

Сгустки крови, которые приводят к инфарктам и инсультам, являются основной причиной смерти во всем мире. Основная цель неотложной медицинской помощи в таких случаях – это быстро растворить тромб и восстановить кровоток в пораженном сосуде. Лекарственные средства, предназначенные для растворения тромба, не должны вызывать проблем у больного. Авторы нового исследования описывают, что использование магнитных наночастиц может предложить эффективное решение.

Scientific Reports,
(с) Scientific Reports

В научном журнале Scientific Reports исследователи из университета ИТМО и Мариинской больницы в Санкт-Петербурге, Россия, сообщают, что они разработали и испытали новый тип препарата. Они отмечают, что этот препарат безопасен для внутривенного введения и растворяет сгустки до 4000 раз эффективнее, чем используемые в настоящее время препараты. Исследователи предполагают, что это уменьшит дозы препаратов и, таким образом можно избежать многочисленных побочных эффектов.

Когда происходит тромбоз, он блокирует кровоток в пораженном кровеносном сосуде и останавливает приток кислорода и питательных веществ к тканям. Если тромб не растворить в течение нескольких часов, ткань начинает отмирать. Тем не менее, даже если тромб растворится быстро, существует риск возникновения побочных эффектов, так как в настоящее время препараты влияют на всю систему циркуляции.

Исследователи отмечают, что, в среднем, в развитых странах лечение эффективно только в 15% случаях. В России эта цифра ближе к 2%, поэтому многие люди сталкиваются с вероятностью инвалидности или смерти.

Поскольку имеющиеся в настоящее время препараты содержат ферменты, то при введении в организм иммунная система начинает атаковать их, быстро снижая эффективность препарата. Поэтому лекарственные препараты применяют в больших дозах, в надежде, что небольшое количество лекарственного средства достигнет сгустка, прежде чем потеряет свою силу.

Иван Дуданов объясняет: “Для того, чтобы изменить ситуацию, мы решили разработать метод адресной доставки лекарственного средства, что позволит значительно уменьшить дозировку и направить весь терапевтический эффект на тромб”.

В своем исследовании ученые описывают, как они синтезировали композитный материал, который сочетает в себе пористую структуру магнетита с молекулами урокиназы – фермент, который часто используется в медицине в качестве тромболитика.

Материал может быть использован двумя способами: в виде растворяющего тромба покрытия искусственных кровеносных сосудов или в качестве инъекционного раствора наноразмерных частиц, которые можно направить на сгусток с помощью внешнего магнита.

Исследователи отмечают, что они не первые, кто предлагает использовать композитный материал для растворения тромба, но их материал действует по-другому. Растворяющие тромб ферменты не вымываются, а сохраняют свою активность в течение длительного периода.

Авторы пришли к выводу, что новый композит “показывает хорошую тромболитическую активность”.

Автор исследования Андрей Дроздов, исследователь в области передовых материалов и технологий в ИТМО университете, говорит: “Скорость, с которой новый препарат может растворить тромб, обгоняет незащищенные ферменты примерно в 4000 раз”.

Андрей Дроздов с соавторами утверждают, что их материал безопасен для использования человеком, так как включает в себя компоненты, которые уже были одобрены для внутривенного введения. Ученые предполагают, что материал может играть определенную роль в предотвращении тромбообразования – он может циркулировать в крови, аккуратно очищать кровеносные сосуды и может оставаться активным в течение долгого времени.

На сегодняшний день ученые планируют провести доклинические исследования их новой тромболитической системы на млекопитающих.

Авторы другого исследования разработали новый метод диагностики, который поможет обнаруживать тромбы в любой части тела.

Drozdov A. S. et al. Leach-proof magnetic thrombolytic nanoparticles and coatings of enhanced activity //Scientific Reports. – 2016. – Т. 6.

Scientific Reports,
(с) Scientific Reports

Прокомментировать статью можно здесь!