Гормон, контролирующий биоритмы человека, также присутствует в планктоне

Просмотров: 782

Опубликовано 29.09.2014, 15:12 (мск) Руслан Хусаинов в Биология, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)

Молекула мелатонина имеет важное значение для поддержания нашего суточного биоритма. Европейские ученые обнаружили, что мелатонин также регулирует передвижение планктона с поверхности в более глубокие воды. Выводы, опубликованные в журнале Cell, утверждают, что мелатонин скорее всего появился сначала у животных, а потом уже у человека.

У позвоночных мелатонин, как известно, играет ключевую роль в регулировании биоритма. Но практически все животные имеют мелатонин.

Какова его роль у других видов, и как развивалась функция контроля сна?

«Гормон, который регулирует сон и биоритмы у человека, может также быть ответственным за передвижение планктона в воде», — утверждают ученые из Европейской лаборатории молекулярной биологии (EMBL) в Гейдельберге, Германия.

Чтобы выяснить это, учёные изучили морских червей — dumerilii ragworm Platynereis. Личинки этого червя каждый день мигрируют на поверхность воды. Они достигают поверхности моря ближе к вечеру, а затем в течение всей ночи погружаются обратно в более глубокие воды, где они защищены от разрушительных ультрафиолетовых лучей солнца.

«Мы обнаружили, что группа клеток, которые воспринимают свет в мозге этих личинок, запускает внутренние биологические часы и вырабатывает мелатонин в ночное время», — говорит руководил исследования, Detlev Arendt.

Ученые также обнаружили группу специализированных моторных нейронов, которые контролируются мелатонином. С помощью современных молекулярных датчиков исследователи изучили деятельность этих нейронов в мозге личинок. Они обнаружили, что в ночное время производство мелатонина приводит к изменениям в деятельности этих нейронов, которые, в свою очередь, заставляют личинки остановиться. Благодаря этому процессу, личинка медленно опускается вниз. В течение дня мелатонин не вырабатывается, и личинки плывут обратно к поверхности.

«Клетки, которые контролируют наши ритмы сна и бодрствования, возможно, впервые появились в океане сотни миллионов лет назад. Шаг за шагом мы можем выяснить эволюционное происхождение ключевых функций нашего мозга», — добавляют ученые.

Tosches, Maria Antonietta; Bucher, Daniel; Vopalensky, Pavel; Arendt, Detlev Melatonin Signaling Controls Circadian Swimming Behavior in Marine Zooplankton // Cell — vol. 159 (1) — p. 46−57