Астроциты помогают головному мозгу восстановиться после инсульта

Просмотров: 1829

Опубликовано 13.10.2014, 11:08 (мск) Александр Наумов в Неврология, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (1 баллов, в среднем: 4,00 из 5)

Шведские ученые выявили ранее неизвестный механизм, посредством которого мозг производит новые нервные клетки после инсульта. Результаты исследования были опубликованы в журнале Science.

Инсульт обусловлен первичной тромботической окклюзией мозговых сосудов или артериоартериальной эмболией, что приводит к нарушению кровотока и нехватке кислорода. Вследствие этого нервные клетки умирают и развиваются моторные, сенсорные и когнитивные нарушения.

Исследователи показали, что после индуцированного инсульта так называемые астроциты начинают формировать нервные клетки в поврежденной части мозга. Использование генетических методов отображения дало возможность ученым продемонстрировать, что астроциты в этой области формируют сначала незрелые, затем зрелые нервные клетки.

«Впервые выявлено, что астроциты имеют возможность начать процесс, который приводит к образованию новых нервных клеток после инсульта», — говорит профессор Zaal Kokaia из университета Lund.

Ученые также смогли идентифицировать сигнальный механизм, который регулирует превращение астроцитов в нервные клетки. В здоровом мозге этот механизм сигнализации активен и ингибирует превращение, и астроциты не генерируют нервные клетки. После инсульта сигнальный механизм подавляется, и они могут начать процесс создания новых клеток.

«Интересно, что даже когда мы блокировали сигнальный механизм у мышей, не подвергавшихся инсульту, астроциты сформировали новые нервные клетки», — утверждает профессор Kokaia.

«Если новый механизм работает, это может стать клинически значимым не только для пациентов, перенесших инсульт, но и для замены нейронов, которые погибли по другим причинам. Таким образом, можно восстанавливать функции у больных с другими заболеваниями, такими как болезнь Паркинсона и болезнь Хантингтона», — добавляет соавтор исследования, Olle Lindvall.

В данное время ученые изучают функциональность новых нервных клеток, и в какой степени они способствуют спонтанному восстановлению головного мозга, которое часто наблюдается у большинства пациентов после инсульта.

Magnusson, Jens P.; Goritz, Christian; Tatarishvili, Jemal; Dias, David O.; Smith, Emma M. K. et al. (2014) A latent neurogenic program in astrocytes regulated by Notch signaling in the mouse // Science — vol. 346 (6206) — p. 237−241

Александр Наумов (614 Статей)
Должность - Автор новостного блока. Врач-кардиолог. г. Санкт-Петербург.