Свободные радикалы могут способствовать заживлению ран

Биологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружили, что реактивные формы кислорода – химически активные молекулы, несущие кислород, например пероксиды, известные как свободные радикалы, необходимы для нормального протекания процесса ранозаживления у круглых червей C. elegans.

В статье, опубликованной в журнале Developmental Cell, исследователи утверждают, что свободные радикалы, образующиеся в митохондриях, не только помогают заживлению ран, но и повышают уровни активных форм кислорода (АФК), которые также способствуют ранозаживлению.

«Есть много способов, с помощью которых мы можем получить АФК в клетке, но ни один не был рассмотрен в митохондриях детально. Наше обнаружение было удивительным, так как мы не осознавали, что митохондрии принимают такое участие в заживлении ран» – уточняют авторы проведённого исследования», – сказал Andrew Chisholm, профессор биологии в Калифорнийском университете в Сан-Диего.

Свободные радикалы, или АФК, уже давно рассматриваются в качестве факторов, повреждающих ДНК, РНК и белки. Так как повреждения, которые они вызывают, как считается, приводят к преждевременному старению и повышают риск развития раковых заболеваний, многие люди принимают антиоксиданты, чтобы минимизировать риск развития клеточных повреждений в результате активности свободных радикалов.

Ученые выяснили, что хотя слишком высокое содержание АФК может оказывать негативное влияние, полная элиминация свободных радикалов препятствует заживлению ран. Результаты проведённого исследования могут помочь создать средства для лечения пожилых людей, а также людей с сахарным диабетом, у которых выявляются проблемы с заживлением ран.

«Похоже, нам нужен оптимальный уровень АФК-сигнализирования. Слишком высокий уровень вреден для нас, как и слишком низкий уровень», – объясняет профессор Chisholm.

При подавление генов, ответственных за продукцию АФК в митохондриях, и элиминации антиоксидантов у круглых червей отмечались проблемы с заживлением ран, а небольшое содержание АФК обеспечивало более быстрое (по сравнению с нормой) заживление.

Xu, Suhong; Chisholm, Andrew D. C. elegans Epidermal Wounding Induces a Mitochondrial ROS Burst that Promotes Wound Repair // Developmental Cell – 2014 – vol. 31 (1) – p. 48-60