Плодовая муха может вынюхивать наркотические и взрывчатые вещества

Просмотров: 705

Опубликовано 19.10.2014, 08:46 (мск) Александр Наумов в Биология, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)

Профессор Томас Ноуотни (Thomas Nowotny) был удивлен, когда обнаружил, что «нос» дрозофил может вынюхивать запахи запрещенных наркотиков и взрывчатых веществ почти также, как они ощущают запах гниющих фруктов. Свои результаты ученые опубликовали в журнале Bioinspiration and Biomimetics.

Ученые пытаются разработать новый вид «электронных носов», которые будут более чувствительны и гораздо быстрые, чем ныне существующие коммерчески доступные электронные носы на основе металл-оксидных датчиков, которые очень медлительные и не всегда точны.

Ученые изучили реакцию 20 видов рецепторов у плодовых мушек на 36 химических веществ, 35 из которых не имели отношения к привычным для насекомых (наркотические и взрывчатые вещества).

Изучая каждый нейрон, ученые определили, какие запахи вызывают сильнейшие реакции у мух. Затем они использовали компьютерную программу для имитации их функций мозга, чтобы обрабатывать информацию и определять запахи.

Стало известно, что 29 из 36 винных запахов вызвали реакцию мушек, однако при этом 21 из 35 запахов, связанных с наркотическими веществами, также привлекли мух. Конечно, речь не идёт о том, чтобы плодовые мушки заменили собак в поиске наркотиков и взрывчатых веществ, однако результаты исследований помогут создать электронные сенсоры, выявляющие опасные вещества. Все существующие аппараты не обладают достаточной чувствительностью и сильно уступают собакам.

Кроме обнаружения наркотических и взрывчатых веществ, сенсоры могут помочь выявлять некачественную продукцию, проверять состояние человека по дыханию, проводить мониторинг окружающей среды и даже геологический контроль вулканов, выявлять вредителей в сельском хозяйстве.

Thomas Nowotny and Marien de Bruyne and Amalia Z Berna and Coral G Warr and Stephen C Trowell (2014) Drosophila olfactory receptors as classifiers for volatiles from disparate real world applications // Bioinspiration & Biomimetics — vol. 9 (4) — p. 46 007

Александр Наумов (615 Статей)
Должность - Автор новостного блока. Врач-кардиолог. г. Санкт-Петербург.