Эволюционные корни вируса Эбола гораздо более древние, чем считалось ранее

Первая вспышка лихорадки Эбола среди людей произошла в 1976 году, ученым до сих пор мало известно об эволюции данного вируса.

Исследование Университета Буффало показывает, что Филовирусы — семейство, к которому принадлежат Эбола и его смертельный родственник, Марбург, возникли 16-23 миллионов лет назад, что совпадает с появлением сельского хозяйства. Исследование было опубликовано в сентябрьском номере журнала PeerJ.

Ученые сделали вывод, что Филовирусы, вероятно, уже существовали в эпоху миоцена, и в тоже время эволюционные линии, ведущие к лихорадкам Эбола и Марбурга, разошлись.

Ведущий исследователь, биолог Derek Taylor говорит: «Филовирусы гораздо более древние существа, чем считалось ранее. Они взаимодействовали с млекопитающими в течение длительного времени, нескольких миллионов лет. Зная больше о сравнительной эволюции вирусов Эбола и Марбурга мы сможем разработать новые виды вакцин для предотвращения распространения данной болезни».

Исследование не затрагивает возраст современного вируса Эбола. Вместо этого оно показывает, что вирусы Эбола и Марбурга являются членами древних эволюционных линий, и что эти два вируса в прошлом имели общего предка, примерно 16-23 миллионов лет назад. К таким выводам ученые пришли после изучения генома ископаемых грызунов. Ген VP35 в генетическом материале грызунов был тесно связан с вирусом Эбола.

Как заявили биологи, «похоже, что известное семейство филовирусов, по крайней мере, столь же старое, как общий предок хомяков и полевок».

Derek J. Taylor, Matthew J. Ballinger, Jack J. Zhan, Laura E. Hanzly, Jeremy A. Bruenn. Evidence that ebolaviruses and cuevaviruses have been diverging from marburgviruses since the Miocene. PeerJ, 2014; 2: e556 DOI: 10.7717/peerj.556