Желчные кислоты могут помочь в борьбе с диабетом

Просмотров: 895

Опубликовано 06.11.2014, 19:10 (мск) Руслан Хусаинов в Новости, Эндокринология

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)

Диабет развивается, когда организм имеет проблемы с инсулином, гормоном, который регулирует уровень сахара в крови. Это происходит тогда, когда поджелудочная железа не может вырабатывать достаточное количество инсулина или когда организм не может эффективно использовать инсулин. Есть два типа диабета. Диабет 1 типа в основном начинается в молодом возрасте, а диабет 2 типа обычно вызван ожирением, на его долю приходится 90% всех случаев диабета.

Часто при сахарном диабете параллельно развивается хроническое воспаление жировой ткани. Причина этому — активность иммунных клеток, называемых макрофагами в жировой ткани, которые вовлекают еще больше макрофагов с помощью химических сигналов. Накопление макрофагов мешает способности жировых клеток надлежащим образом реагировать на инсулин. Это состояние называется резистентностью к инсулину.

Исследовательская группа под руководством Кристина Скунджэнс (Kristina Schoonjans) обнаружила, что находящийся на поверхности макрофагов рецептор может ингибировать воспаление при диабете 2 типа. Рецепторы представляют собой белки, которые связываются с химикатами и инициируют каскады событий в клетке. Рецептор макрофагов под названием TGR5 активируется химическими веществами в нашей желчной кислоте. Считалось, что желчные кислоты в основном попадают в тонкую кишку и способствуют перевариванию липидов.

Однако недавние исследования показали, что желчные кислоты также попадают в кровоток и ведут себя как гормоны, влияя на поведение различных типов клеток, в том числе и на TGR5 рецептор макрофагов. Исследователи обнаружили, что TGR5 может блокировать химические сигналы макрофагов, которые вовлекают еще больше макрофагов. Когда ученые активировали рецептор при помощи похожего на желчные кислоты соединения, TGR5 приводил к снижению накопления макрофагов, и тем самым минимизировал воспаление, связанное с диабетом 2-го типа.

Молекулы, которые могут имитировать эффект желчных кислот на рецептор TGR5 макрофагов, могут стать новым методом лечения ожирения и диабета.

«Мы не предлагаем использовать желчные кислоты для лечения сахарного диабета. Наоборот, мы очень заинтересованы в поиске новых молекул, которые смогли бы имитировать эффект желчных кислот, и мы уже обнаружили несколько молекул, которые способны сделать это», — добавляет ведущий автор исследования Алессия Перино (Alessia Perino).

Perino, Alessia; Pols, Thijs Willem Hendrik; Nomura, Mitsunori; Stein, Sokrates; Pellicciari, Roberto et al. (2014) TGR5 reduces macrophage migration through mTOR-induced C/EBPβ differential translation // The Journal of Clinical Investigation — vol. 124 (124(12))