Найдена еще одна причина развития резистентности к антибиотикам

К суперсемейству AВС (AТР binding cassette) сейчас относят порядка 300 белков, многие из которых являются транспортерами, переносящими самые разные соединения. Белкам этого семейства свойственно наличие AТР-связывающего домена, имеющего характерную структуру. Благодаря выполнению программы «Геном человека» и результатам секвенирования других геномов большая часть ABC- транспортеров была открыта за два года в самом конце XX в.

«С одной стороны, АТФ-связывающий кассетный (ABC) транспортер вызывает заболевания, такие как муковисцидоз, а с другой стороны он помогает иммунной системе распознавать инфицированные или раковые клетки. Результаты исследования гласят, что ABC транспортеры также помогают бактериям и другим патогенам развить устойчивость к антибиотикам и защититься раковым клеткам от цитостатиков», – объясняет профессор Роберт Тамп (Robert Tampé) из университета Goethe.

С помощью криоэлектронного микроскопа с высоким разрешением ученые впервые смогли определить структуру ABC транспортеров. Ученым потребовалось 5 лет, чтобы достичь таких успехов. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature. Исследователям удалось изучить замороженный ABC транспортер в субнанометровом разрешении. Для этой цели эксперты использовали недавно разработанную революционную технологию для обработки изображений, чтобы определить структуру и конформацию ABC транспортеров.

«Сочетание биотехнологических, биохимических и структурно-биологических методов привело к прогрессу в изучении макромолекулярных комплексов. Наши результаты помогут в разработке новых методов лечения против болезней, связанных с ABС транспортерами», – добавляет Тамп.

JungMin Kim, Shenping Wu, Thomas M. Tomasiak, Claudia Mergel, Michael B. Winter, Sebastian B. Stiller, Yaneth Robles-Colmanares, Robert M. Stroud, Robert Tampé, Charles S. Craik, Yifan Cheng. Subnanometre-resolution electron cryomicroscopy structure of a heterodimeric ABC exporter. Nature, 2014; DOI: 10.1038/nature13872