Ученые смогли превратить фибробласты кожи человека в эпителиальные клетки сосудов

В новом исследовании ученые из Houston Methodist Research Institute смогли вырастить из клеток соединительной ткани-фибробластов новые клетки кровеносных сосудов. Результаты исследования были опубликованы в журнале Circulation.

«Это первый случай, когда ученым удалось транс-дифференцировать новые типы клеток с помощью маленьких молекул и белка. Мы нашли новый способ превращения фибробластов в клетки эндотелия – внутренней сосудистой стенки. Мы уверены, что в будущем этот метод поможет в лечении сердечно-сосудистых заболеваний», – сказал главный автор исследования, Джон Кук (John Cooke).

В ранних исследованиях ученые использовали специально разработанные вирусные частицы для воспроизведения генов, манипулирующих ДНК внутри клеток. Однако этот метод связан со многими рисками и развитием негативных побочных эффектов. Именно из-за вирусного способа эту технологию опасно было внедрять в клиническую практику.

В новом исследовании ученые использовали особое вещество – сегмент двухцепочечной РНК, который связывается с определенным рецептором. Когда этим веществом обработали фибробласты, то в них произошла реорганизация хроматина в ядре и изменилась работа генов. Затем фибробласты обработали сосудистым эндотелиальным фактором роста (VEGF). Известно, что этот фактор стимулирует образование кровеносных сосудов. После таких манипуляций около 2% фибробластов превратились в эндотелиальные клетки сосудов. В будущем, добавляют ученые, они надеются увеличить эту цифру до 15%. Далее ученые ввели преобразованные клетки человека мышам, у которых были проблемы с кровоснабжением конечностей.

«Клетки самостоятельно стали формировать новые сосуды – они самоорганизовывались. Трансформировавшие клетки формировали капилляры, которые объединялись с работающими сосудами», – добавляет Джон Кук.

Следующим шагом ученые планируют оценить эффективность такой терапии в лечении ишемических болезней конечностей.

N. Sayed, W. T. Wong, F. Ospino, S. Meng, J. Lee, A. Jha, P. Dexheimer, B. J. Aronow, J. P. Cooke. Transdifferentiation of Human Fibroblasts to Endothelial Cells: Role of Innate Immunity // Circulation – 2014