Ученые доказали, что человек начал пить молоко еще в бронзовую эпоху

Просмотров: 820

Опубликовано 01.12.2014, 10:49 (мск) Руслан Хусаинов в Диетология, История медицины, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)

Мы пьем молоко, потому что это полезно для нас, но мы редко задумывались «Зачем?».

Археологи и генетики были озадачены этим вопросом, поскольку ими было выявлена мутация в геноме человека, которая позволяет взрослым людям пить молоко.

Эта мутация приводит к выработке кишечного фермента лактазы, который расщепляет молочный сахар лактозу в младенчестве и продолжает вырабатываться после отъема от груди. Эта лактазная устойчивость распространена только у некоторых народностей земного шара, таких как в Северной Европе. В большинстве других народностей лактоза должным образом не усваивается и может вызвать диарею или другие симптомы непереносимости лактозы — избыточное газообразование, вызванное брожением бактерий в пищеварительном тракте.

Некоторые молочные продукты, такие как йогурт и сыр, меньше содержат лактозу или лишены ее вообще в результате промышленной обработки. В случае с сыром, лактоза уходит вместе с сывороткой, которой потом кормят свиней и других животных. Если так легко удалить лактозу из молока, а мутация требуется только для употребления сырого молока или молочной сыворотки — зачем нужна эта мутация?

Международная группа исследования смогла ответить на этот вопрос, исследовав окаменелый зубной налет у древнего человека.

Чтобы понять, как, где и когда люди потребляли молочные продукты, необходимо доказать употребление их людьми и их скотом. Предыдущие исследования археологов использовали косвенные доказательства наличия в древних горшках молочных жиров, что доказывает процветание маслоделия.

Сейчас международная команда ученых опубликовала результаты своего исследования в журнале Scientific Reports и представила прямые доказательства употребления древними людьми молока — зубной камень человека минерализирован в виде зубного налета. Используя новейшие методы спектрометрии, был выявлен молочный белок — бета-лактоглобулин (который они выделили из зубного налета) у древних останков.

«Это казалось слишком идеальным, чтобы быть правдой. Бета-лактоглобулин является доминирующим сывороточным протеином — он применяется культуристами для наращивания мышечной массы, и поэтому является идеальным маркером, говорящим об употреблении молока. Мы продолжали находить остатки бета-лактоглобулина и сначала полагали, что это может быть современное занесение. Но мы повторили анализ несколько раз в трех различных лабораториях в трех странах, и каждый раз обнаруживали те же результаты», — говорит автор исследования Джессика Хенди (Jessica Hendy).

«У исследования есть далеко идущие значения для понимания взаимосвязи между рационом питания человека и эволюцией. Молочные продукты являются относительно недавними, постнеолитическими диетическими продуктами питания, и большая часть населения в мире неспособна расщеплять лактозу, при этом часто проявляются симптомы лактозной непереносимости», — утверждает Кристину Воиннер.

Таким образом, ученые доказали, что человек употребляет в пищу молоко начиная с бронзового века и по сегодняшний день.

Warinner, C.; Hendy, J.; Speller, C.; Cappellini, E.; Fischer, R. et al. (2014) Direct evidence of milk consumption from ancient human dental calculus // Scientific Reports — vol. 4