Ученые выяснили, как поведение передается следующему поколению

Уже давно признано психологами и психиатрами, что негативные последствия травм, с которыми сталкиваются родители, могут возникнуть у детей, но молекулярные механизмы, лежащие в основе такой передачи, ученые только начинают идентифицировать. Исследовательская группа под руководством Изабель Мансаи (Isabelle Mansuy), профессора университета Цюриха, впервые провели испытание на мышах, чтобы узнать, как последствия стресса передаются следующему поколению.

Исследователи подвергли новорожденных мышей травматическому стрессу, постоянно удаляя их от матери. Затем они использовали тесты анализа поведения этих мышей и сравнили с контрольными мышами, которых не подвергали стрессу. Они отметили, что это потомство мышей решает сложные задачи более эффективно, чем контрольная группа. Результат был интерпретирован исследователями для доказательства правильного поведения в сложных ситуациях. Так как родителей держали отдельно от их потомства, молодые мыши не могли перенять их поведение. Скорее всего, они унаследовали его с помощью молекулярных путей в половых клетках.

Чтобы определить, как поведение передается следующему поколению, исследователи изучили активность гена рецептора минералокортикоидов.

Мансаи обнаружила, что «эпигенетические» знаки, которые определяют, сколько ген экспрессируется, были изменены у этого гена. Измененные знаки были переданы следующему поколению, вероятно, через сперму, и были частично ответственны за изменение поведения.

«Наши результаты показывают, что факторы окружающей среды изменяют поведение, и эти изменения передаются следующему поколению», – объясняет Мансаи.

Вывод состоит в том, что не только психологические нарушения могут передаваться потомкам, но и правильное поведение в сложных ситуациях – тоже может передаваться.

«Мы ни в коем случае не считаем, что травма в раннем возрасте влияет положительно», – говорит Мансаи.

Исследование на мышах показывает, что стресс может влиять на мозг и поведение на протяжении поколений – как отрицательно, так и положительно.

Gapp, Katharina; Soldado-Magraner, Saray; Alvarez-Sánchez, María; Bohacek, Johannes; Vernaz, Gregoire et al. (2014) Early life stress in fathers improves behavioural flexibility in their offspring // Nature Communications – vol. 5