Ученые изучают новый подход в лечении болезни Альцгеймера

В настоящее время в Германии живут около 1,5 миллиона пациентов с деменцией. Некоторые из них страдают болезнью Альцгеймера. Медицина в настоящее время в состоянии лечить только симптомы заболевания. До сих пор не разработано ни одной лечебной терапии. Это означает, что болезнь Альцгеймера остается одной из самых больших проблем современной медицины и важной областью для исследований.

Считается, что 35 миллионов человек во всем мире в настоящее время страдают слабоумием, и ожидается, что их число увеличится до 135 миллионов к 2050 году. Исследователи из отделения психиатрии и психотерапии Медицинского центра университета Иоганна Гутенберга г. Майнц говорят, что скоро можно будет вылечить пациентов с распространенной формой слабоумия и болезнью Альцгеймера. Оказалось, что препарат, который применяют для лечения псориаза, стимулирует активность фермента ADAM10 в мозгу пациентов с болезнью Альцгеймера. Существуют данные из фундаментальных исследований, что этот фермент способен подавлять симптомы, связанные с болезнью Альцгеймера, при которых происходит нарушение церебральной функции. Таким образом, этот препарат может улучшить способность к обучению и улучшить память пациентов. Результаты исследования были недавно опубликованы в журнале Neurology.

До сих пор нет единого мнения о том, что вызывает болезнь Альцгеймера. Однако принято считать, что деятельность некоторых ферментов, называемых секретазами, играет свою роль. Эти ферменты расщепляют белки в клеточных мембранах, и продукты расщепления попадают во внеклеточное пространство. При болезни Альцгеймера увеличивается расщепление амилоидного белка бета-секретазы, что приводит к образованию амилоида-бета пептидов. Эти пептиды повреждают нервные клетки, и так называемые бляшки болезни Альцгеймера накапливаются в мозгу пациента. Альфа-секретаза ADAM10 является конкурентом бета-секретазы.

Получив эту информацию, исследователи решили разработать новый подход к лечению болезни Альцгеймера. Ученые  показали, что пероральное введение препарата от псориаза пациентам с болезнью Альцгеймера приводит к стимуляции активности альфа-секретазы ADAM10, который, в свою очередь снижает накопление бляшек болезни Альцгеймера. Этот препарат хорошо переносится пациентами. Ученые хотят провести дальнейшие изучения влияния испытуемого вещества на когнитивные функции и установить, можно ли его использовать для лечения пациентов с болезнью Альцгеймера.

Endres K. et al. Increased CSF APPs-α levels in patients with Alzheimer disease treated with acitretin //Neurology. – 2014. – Т. 83. – №. 21. – С. 1930-1935.